Пятница, 26 Апр 2024, 17:29:09
Приветствую Вас Гость | RSS

 персональный сайт священника
Николая Клименко

-->
Поделиться
Видеокалендарь
...
Православные праздники
Погода
Статистика

На сайте сейчас всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счётчик
счетчик посещений

Статьи

Главная » Статьи » Основы Православия » Церковное благочестие

Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах.окончание
Необходимость перенести день благословения объясняется еще и тем, что на Руси время созревания плодов иное, чем в Греции. Да и яблоки — далеко не основная культура. Действительно, почему нужно благодарить лишь за некоторые виды фруктов, разве не надо быть благодарным за хлеб, тот же картофель и прочие овощи? Как сказано в Служебнике, плоды могли бы приноситься на благословение по мере дозревания, но, наверное, целесообразно было бы выделить отдельный день в году для благодарения за весь урожай. Ведь в молитве, хотя и сказано, что плоды могут приноситься по мере дозревания, но особо, хотя и неудачно, выделен день Преображения. И даже у протестантов, нам в укор, празднуется день благодарения или праздник жатвы — праздник, утерянный когда-то нами. Было бы не грех возродить свою традицию и православным. Только пусть это будет не девятнадцатого августа и не двадцать восьмого.

Несмотря на прямое указание Служебника благословлять плоды по мере созревания, многие люди уверены, что яблоки, к примеру, нельзя есть до праздника Преображения. Это мнение, по видимому, основывается на примечании церковного Типикона под 19 августа: «Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицевого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие через весь август месяц, яко заповеданный устав презрев; яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец. Сие же запрещение бывает и блюдущим винограды братии… Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет».

Как видим, правило довольно строго запрещает вкушение плодов до праздника Преображения, но эта строгость обусловлена тем, что правило — монашеское (различие монашеского и приходского уставов, вообще, интересная, но отдельная тема), а воздержание и послушание для монаха — важнейшие принципы. Из книг по монашескому деланию, к примеру «Авва Дорофей», видно, что часто духовник не только решал когда есть, но и что, и сколько — буквально по часам и граммам. Итак, дело не в Преображении, а в том, что плоды (гроздие, т.е виноград, смоквы и прочие) запрещается вкушать без благословения. Благословение же может быть «яве яко времена их, кое когда приспеет». Виноград действительно может поспеть к Преображению, но смоквы и прочие заморские фрукты имеют свой календарь созревания, и именно под него, как видно из примечания, подстраивался чин благословения.

В целом же, Церковь не знает поста на яблоки. Ей просто важно научить своих чад быть благодарными Богу за Его дары. Неужели Господь хочет того, чтобы из года в год гнили ранние сорта яблок (все-таки у нас — не Греция), созревающих задолго до Преображения? Нет, Он хочет, чтобы его дары принимались «яве яко времена их», но принимались с благословением и благодарностью. Кстати, во многих приходах так и делают: освящают яблоки, впрочем как и другие виды плодов, раньше, примечательно к климату, так как это и было задумано церковным уставом.

Зелье

Еще особо нужно сказать об освящении зелья. Не знаю как где, но в нашем регионе на Праздник Пятидесятницы, в день памяти святых мучеников Маккавейских в храмы спешат толпы народа с пучками мака, букетами цветов. Но цветы несутся в храм не для того, чтобы прикрасить дом Божий. Несмотря на то, что священники призывают воспринимать это благословение зелья, как благословение лекарственных, к примеру, трав, народ упорно видит в них просто хороший оберег, действительно зелье, в худшем смысле этого слова. Эти пучки хранятся целый год, часто над входной дверью и применяются для защиты от порчи и в других суевериях.

Нужно признать, что основание для такого применения находится в самих текстах молитв на освящение зелия, помещенных в Великом Требнике святителя Петра Могилы. В этой книге также помещены молитвы, предназначенные для защиты от порчи, сглазов, в том числе через подкинутые предметы и т.п. Православность этих чинопоследований сомнительна. Не секрет, что требник был составлен под влиянием своего времени: в нем отобразились как католические чинопоследования, так и народные традиции.

Зелие (родственное со словом «зеленое», «зелень») — это злаки, лекарственные и съедобные травы, которые приносились на благословение по тому же принципу, что и другие плоды земли. Со временем смысл благословения зелия стал искажаться, начали закрадываться разные суеверия. Эти изменения, к сожалению, отобразились и в текстах молитв. Рассмотрим для сравнения чин благословения зелия, который предлагал «Литургикон, си есть Служебник, сожержащь в себе по чину Святыя Восточныя Церкви Литургии иже во святых Отец наших Иоанна Златоустаго, Василия Великого и Григория Двоеслова, Папы Римского, со всеми службами недельными и праздничными», который «первым Типом издадеся в общежительном монастыри чину святого Василия Великого города Супрасля 1727 года», а также чин, помещенный в Требнике Петра Могилы.

Вот последование, совершавшееся на Успение Пресвятой Богородицы по Супрасльскому Служебнику:

Иерей по обычаю глаголет «Благословен Бог наш…» Лик: Трисвятое — по Отче наш, Господи помилуй (12), псалом 64.

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

Всемогий превечный Боже, иже небо и землю, море и вся видимая и не видимая Словом Своим от не бытия сотворивый, зелия и древеса к требованию человек и зверей земли родити, и коемуждо по семени в себе плод имети повелевый; и не токмо зелиям в пищу зверем, но и телесем недужным врачебным быти Твоею неизреченною благости изволивый. Просим Тя мыслию и усты, да сия различнаго рода зелия и овощи Твоим благоутробием благословиши и силу Божию от Тебе данную им, Твоего новаго благословения благодать излееши, да людем и зверем противо всяким недугом и противностям будут в прибежище.

Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно…

МОЛИТВА ВТОРАЯ

Боже, иже Моисеом рабом Твоим сыном израилевым повелевый, да рукояти овощей новых приносят к иереом и возмут плоды лепейшаго древесе; возрадуют же ся пред Тобою Господем Богом своим; прииди, Милосерде, к призываниям нашим и излей Твоего благословения преизобилие на ны и на рукояти новых семян, ягод, зелия и плодов, яже с благодарением приносим Тебе и о Имени Твоем в праздник сей, благословим. Изволи да людем, скотом и зверем противо недугов, губителев, язв, злодеяниям, чародеяниям, волхвованиям, угрезениям змеиным или прочим вредящим зверем, таже противо диавольским играниям и кознем помощь принесут; идеже аще положенна и внесенна будут с рукоятми благих дел. Моленми же Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, ея же днесь Успения праздник светло празднуем, идеже Она взята есть, нам таможде восприятым быти.

Милостию, щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего…

Иерей: Мир всем.

Лик: И духови твоему.

Иерей или диакон: Главы ваша Господеви преклоните.

Лик: Тебе, Господи.

МОЛИТВА ТРЕТЬЯ

Боже, иже Розгу Ессееву, Матерь Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа днешняго дне сего ради к Небеси вознесл еси, да Ея помощию преславною хранением сих земных плодов к вечному достигнем житию.

Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Благословение Бога Отца Всемогущаго, и Сына и Святаго Духа да снидет на создания сия и пребывает всегда. Аминь.

Таже кропит и кадит зелия или семена.

Как видим, чин предназначался для благословения семян (зерна), ягод, плодов и зелия, предназначенного «в пищу… и телесем недужным врачебным быти». Однако уже во второй молитве наблюдается смешение понятий зелия как лекарственных средств (»противо всяким недугом и противностем», «губителев, язв, злодеяниям, … угрезениям змеиным или прочим вредящим зверем») и зелия как оберега от всяческих видов порч, «чародеяниям, волхвованиям». Зелию приписывается сила противостоять диавольским кознем, даже если оно просто будет храниться в доме (»идеже аще положенна и внесенна будут»). Смысл третей молитвы неясен.

В Требнике Петра Могилы, в молитве, читаемой в церкви в настоящее время, взгляд на зелие как на оберег еще более усилен. В этой молитве вообще не упоминается употребление зелия или плодов в пищу, и практически ничего не сказано о употреблении зелия как естественного лекарственного средства.

Вот текст этой молитвы:

МОЛИТВА ЕЖЕ БЛАГОСЛОВИТИ КАКОЕ ЛИБО БЛАГОВОННОЕ ЗЕЛИЕ

Господи Боже Вседержителю, словом Твоим всяческая исполнивый, и возрастити повелевый земли вся плоды во своя времена и даяти я в радость и в живот человеком; Ты Сам, Всеблагий Владыко, и семена сия, с различными зелиями принесенныя во святый храм сей, благослови и освяти Духом Твоим Святым, и рабов Твоих сих, приемлющих зелия сия с семенами, от всякия скверны очисти, и домы их всякого благовония исполни, во еже быти сим и всем верою хранящим я, и кадящимся ими в соблюдение и избаву от всех вражиих прилогов, и во отгнание всякаго мечтания, от действа диаволя находящего, дневнаго и нощнаго, на благословение же душам и телесем, верным Твоим людем и скотом, домовом же и местом. Яко да вси приемлющие сия зелия, восприимут себе покров души и тела, и да будет нашему спасению врачевство Твоея благодати таинство; да в коем либо месте возложится, или на коем употребляемо будет, во еже получити благословение, вся (противной силе оттуду прогнанней) десница Твоя да покрыет, во славу пресвятаго, великолепнаго и всепокланяемаго Имене Твоего.

Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Думаю, что на практике стоит отказаться от чтения этой молитвы в храме и заменить ее первой молитвой из вышеуказанного чина.

Кто-то может возразить, что Церковь в вопросе благословения зелия сознательно сместила акценты с простого благословения съедобных и лекарственных растений на благословения зелья, как оберега. Но у Церкви есть намного лучшие методы борьбы со злом, чем всякие заговоренные пучки трав, присыпки, обкуривание леном и прочая? Известно, что именно такими методами всякого рода колдуны пытаются вредить людям. Неужели в борьбе с этим оккультизмом Церковь станет использовать те же приемы? Признать законным существование подобных оберегов нельзя. Это было бы унижением для Церкви, это означало бы, что ради мнимого страха, суеверия Церковь сознательно толкает человека к магизму. То, что обычай благословлять зелья утратил во многом свой смысл — недоразумение, которое, верю, будет исправлено.

Ведь Церковь живет и развивается, но ее миссия — являть Истину — остается неизменна. Если мы оглянемся вглубь церковной истории, то увидим, что этот путь был очень непростым, но трудности обогащали церковь духовно: оттачивалось богословие, развивалось богослужение, приходил опыт. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, — говорил апостол Павел, — дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). Церковь умеет возрождаться. Глядя на восстановленные храмы, еще раз убеждаешься в этом. Верится, что проблемы и вопросы, в том числе и затронутые здесь, со временем разрешатся. Правда, это во многом зависит от нас самих.

***

Невозможно описать в нескольких страницах всю глубину и красоту церковного богослужения, традиции. Ее можно только прочувствовать. Эта красота пленяет, преображает души и жизни. Но особо радостно, что красота богослужения, обряда — сугубая, ведь обряд — не то лишь, что мы видим своими глазами. Каждый раз, ставя свечку, идя в храм с веточкой вербы или корзинкой плодов, вспомним об этом. Я надеюсь, что кому-то мои размышления помогут в этом, заставят взглянуть на Церковь глубже, задуматься, зачем она предлагает обряд, что ждет в ответ. Пусть обряд будет не духовной подменой, но дополнением, полнотой веры, надежды, любви. Ведь истинная добродетель всегда ищет своего выражения. Человек возник от избытка Божией любви, любовь к невесте заставляет юношу писать стихи и дарить цветы. Мне всегда было немного жаль протестантов, так и не понявших красоты православной традиции. Конечно, «Бог не требует служение рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду», не требует, ибо этого и невозможно требовать. Как нельзя требовать себе цветов, внимания, стихов, но «любовь… всего надеется»…

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф 26, 6-13).

Священник Вадим Семчук


Источник: http://www.etika-prav.ru/news.php?item.622
Категория: Церковное благочестие | Добавил: talayka (28 Июл 2010)
Просмотров: 744 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Календарь
Вход на сайт
Поиск
Skype