Один господин имел намерение
жениться на такой особе, которая по званию своему никак ему не соответствовала,
да и родители его не соглашались на этот брак. Но господин тот, зная, что
родители его вполне уважают о.Серафима и не в состоянии будут после его
одобрения противиться этому браку, хотел сначала преклонить старца на свою
сторону. Для этого, приготовив предварительно доказательства на законность
своего намерения и даже тексты Священного Писания на случай несогласия
о.Серафима, для его убеждения прибыл он к этому праведному старцу. И вдруг, к
величайшему изумлению, слышит он, что старец произносит имя и отечество той
самой особы, о которой он думал делать ему свои запросы, что он говорит ему
далее и те самые доказательства, которые он хотел ему представить, и, наконец,
даже те тексты Св. Писания, на которые он хотел опереться в случае несогласия старца.
Пораженный этим неожиданным предупреждением своих мыслей, господин тот пал
безмолвно на колени пред старцем. Отец же Серафим, поднимая его, сказал ему:
"Богу, и Божией Матери, и твоей матери не угодно твое намерение - и сего
не будет". Действительно, брак тот не состоялся.
В отношении к родителям о.Серафим внушал уважение
даже и в таком случае, если бы они имели слабости, унижающие их. Так, один
человек пришел к старцу своею матерью. Мать же его в высшей степени предана
была пьянству. Только что хотел он изъявить о.Серафиму слабости своей матери,
старец мгновенно положил правую свою руку на уста его и не позволил промолвить
ему ни одного слова, сказав, что по учению нашей православной Церкви мы не
должны осуждать родителей своих, терять к ним уважение и любовь из-за
недостатков их.
Да, дети! мы всегда должны питать в душе своей
чувство уважения и почтения к родителям. Родители суть благословенные орудия
Творца; чрез них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать
родителей - значит почитать Самого Творца. Вот как велики для нас родители
наши, и как велико должно быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с
ними всегда и во всяком случае мы должны не только с учтивостью, но и с
почтением, как с особами, священными для нас. Делом и словом чти отца твоего
и матерь, да найдет ти благословение от них (Сирах. 3, 8), поучает
премудрый сын Сирахов. Поэтому и воля их должна быть для нас священна. Мы
должны оказывать им всегда и во всем сыновнее повиновение, и всякое приказание
их, разумеется, не противное вере и закону, исполнять со всем усердием и
верностию. Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть
Господеви (Кор. 3,20), - увещевает св. Павел апостол. Чадо! - поучает
премудрый сын Сирахов, - заступи в старости отца твоего (Сир. 3,12).
Казалось бы, довольно сказать: чти отца твоего и
матерь твою. Можно ли не слушать Бога повелевающего? Не священна ли сама по
себе обязанность почитать родителей? Но Господь Бог благоволил еще
присовокупить к ней и обетование: да благо ти будет, и да долголетен будеши на
земли. Видно, и в очах Божиих особенно важна обязанность почитания родителей,
когда к исполнению ее Господь побуждает детей обещанием им благополучной и
долгоденственной жизни. И, конечно, так: от почитания родителей зависит
благоденствие целого дома и семейства (в этом каждый согласится), а от
благоденствия домов и семейств зависит благоденствие целого государства, ибо
государство есть не что иное, как большое семейство народа, у которого отец
есть царь. Да благо ти будет, - говорит Господь, - и
да долголетен будеши на земли. Господь обещает каждому почтительному сыну
благополучие и долгоденствие. И это дарует детям именно чрез родителей. Ведь вы
знаете, братие, священный обычай, по которому родители благословляют детей.
Разве благословение родительское имеет малое значение? Повторим слова
премудрого сына Сирахова: чти отца твоего и матерь, да найдет, ти
благословение от них. Значит, благословение родительское есть источник
благополучия для детей и великий дар от Бога.
Припомните при этом благословение Ноя Иафету: да
распространит Бог Иафета! - и смотрите, как это благословение и теперь, после
нескольких тысяч лет, сильно действует в потомках Иафета, европейцах, которые
не перестают распространять во все страны света свои поселения, торговлю,
власть, религию, нравы.
Этот святой обычай благословлять детей
сохраняется и в настоящее время. И ныне дети, почтительные к родителям,
получают обетования счастия в благословении родительском; и ныне благословение
отца утверждает домы детей.
Если же дети не чтут своих родителей, не
повинуются им, причиняют им досаждения, огорчения, оскорбления и разные обиды,
то они навлекают на себя проклятие, соединенное со всякого рода несчастием, и
смерть не одну временную, но и вечную. Проклят Господом раздражаяй матерь
свою (Сир. 3, 16). Иже злословит отца своего и матерь свою, смертию да
умрет (Исх. 21,17).
Вот несколько примеров наказания Божия детей,
непочтительных к своим родителям.
- На днях, - рассказывал один почтенный господин,
- приходил ко мне нищий - слепой и вместе сухорукий, конечно, за подаянием. Я
как-то завел с ним разговор и из любопытства спросил, между прочим, давно ли
постигло его несчастие, заставившее бродить с сумою по миру, и какая именно
тому причина? И вот что передал мне нищий.
- Виноват я пред Богом и пред людьми, - так начал
он свой рассказ, - виноват! Вот шестой уже год, как я изо дня в день перехожу
из одной хаты в другую. Да четыре года еще перед этим пролежал в постели,
словно колода. Значит, четыре да пять - девять, да еще с прибавкой. Так десятый
год уже идет, как постиг меня гнев Божий. Сам я виноват в моем несчастии. Я
сильно прогневал Бога! Тяжело согрешил перед Ним, нарушил Его святой закон!
- В чем же и как ты нарушил закон Божий? -
нетерпеливо допрашивал я его.
Но на этот вопрос несчастный отвечал лишь слезами
и горькими рыданиями. Наконец, с особенным жаром произнес:
- Разве это не нарушение Его святого закона,
когда я так сильно и дерзко поругался над своими родителями, нанесши им
страшные, нестерпимые побои?
- А скоро ль после своего буйства лишился ты
зрения и руки?
- Не прошло двух дней, - отвечал он, - как я
начал чувствовать сначала головокружение, потом сильную слабость и ужасную боль
во всех членах тела. Боль и головокружение с каждым днем все более и более
усиливались, так что, наконец, я совершенно лишился рассудка и памяти. После
сего ровно ничего не помню, что со мной происходило, и долго ль оставался в
беспамятстве. Только, когда начал приходить в сознание, у меня уж ни руки, ни
глаз не было. Отец и мать (царство им небесное!) уже по выздоровлении моем
рассказывали, что, во время этого припадка со мной, меня ломало и корчило так
страшно, что все повыбежали из хаты и никто не решался войти в нее, пока я не
успокоился... О, Боже, Боже мой! великий я грешник! - со вздохом и признаками
сердечного раскаяния произнес он последние слова.
- Да, жалкий ты человек! - сказал я. - Однако,
молись Богу, и Он, милосердый, простит твое прегрешение.
Нищий простился со мной и вышел. Долго я думал о
нем, а слова его так и звенели в моих ушах, живо представляя поступок этого
несчастного и справедливое наказание Всевидца.
В одной из южных газет помещен следующий рассказ
очевидца:
"В хуторке Варваровке, Екатеринославской
губернии, трое лиц, охотившихся в имении помещика, по окончании охоты заехали к
арендатору этого имения. Через несколько времени им сказали, что в
экономической избе, занимаемой приказчиком, произошло нечто особенное. Охотники
направились в избу и увидели в углу комнаты пожилую женщину, жену приказчика,
которая плакала, а посреди комнаты ее дочь, девушку лет 15, державшую руку у
левого глаза. Оказалось, что за несколько минут перед этим дочь начала бранить
свою мать за то, что она заставляла ее работать, и, между прочим, сказала:
- Чтоб тебе, старой ведьме, глаза повылезли!
Оскорбленная мать, женщина весьма кроткая, стала
плакать и направилась к выходу. Не успела она еще за собою затворить дверь, как
услышала крик дочери. Она вернулась назад и увидела, что с левым глазом ее
дочери, до того совершенно здоровым, случилось что-то особенное. Охотники,
подойдя к девушке, увидели красноватую опухоль, образовавшуюся кругом глаза;
зрачок упал в глубину, а белок остался на своем месте. Очевидно, глаз лопнул,
так как из него текла вода. Он имел ужасный вид и производил подавляющее
впечатление: плева, гладко покрывающая зрачок, запала в средину и образовала
несколько морщин. На расспросы девушка ответила, что в минуту выхода матери ее
из комнаты она почувствовала в левом глазу зуд, а потом - острую боль. Это так
сильно на нее подействовало, что во все время рассказа она дрожала всем
телом".
В наш век неверия такое удивительное происшествие
не излишне сообщить.
"Нас было два брата, - рассказывал один
старец-крестьянин своему приходскому священнику, - я и старший, Александр, и мы
жили при отце вместе. Родители наши были набожные, часто ходили в церковь, и
Господь, видимо, благословлял нас всяким достатком. По смерти отца, старший
брат мой Александр не захотел жить со мною и, получив из родительского имения
следуемую ему часть, ушел от меня в раздел. Мать наша пожелала жить с ним,
потому что у брата были малые дети, а у меня тогда был уже сын женатый. После
раздела и брат мой также скоро зажил хорошо, неленостно посещал храм Божий и
жил со мною в ладу и всяком согласии. Но враг, злодей, попутал его. Однажды,
как-то после зимнего праздника, побывали у брата гости, раскольники поморского
толка, и прочитали ему, "для души спасения", какую-то книгу. С этого
времени брат мой совсем изменился, начал чуждаться и меня, называя меня мирским
человеком, и не стал со мною ни пить ни есть вместе, да и родительницу нашу
начал уговаривать, чтобы она оставила православную веру и перешла в старую
веру. Но родительница не соглашалась на это. Между тем, услышал я, что
старушка-мать наша сильно захворала. Прихожу к брату и спрашиваю:
- Кому из нас ехать за священником, чтобы
исповедать и приобщить больную?
- А зачем? - отвечал мой брат. - Ведь мы живем
теперь по старой вере.
Горько мне стало от таких слов брата родного, и
я, заложив своих лошадок, совсем собрался было ехать в село за батюшкою, но
брат решительно сказал мне, что он ни за что не пустит священника в свой дом.
Это же самое он говорил и на просьбы матери и всячески отклонял ее от
последнего предсмертного напутствия чрез священника. Так и не был допущен к
умиравшей священник. Перед самой кончиной мать сказала сыну:
- Вот я умираю, не исповедовшись и не
причастившись, по твоей, сын мой Александр, вине!
Не прошло и двух недель после смерти матери, как
брата Александра задавило насмерть бревном во время пилки леса, и притом так,
что остался невредим его товарищ, который был внизу, под бревнами. Брат с пилою
находился вверху, на бревнах, которые с подставками упали на землю, и он упал
под них, не успев промолвить последнего слова".
Из Ярославля в "Рыбинском Биржевом
Листе" пишут, что в одной деревне, в 15 верстах от этого города, жила вдова,
бедная крестьянка, мать двоих сыновей. Старший сын успел как-то разбогатеть,
жил отдельно от матери и отказывал ей даже в куске хлеба. Младший был беден, но
честен и почтителен к матери. Вдруг старуха умирает. Нужно ее похоронить, а
денег нет ни копейки. Сноха покойницы, жена младшего брата, отправилась к
старшей снохе за помощью, в отсутствие мужа последней, и после долгих просьб
успела выпросить у нее на погребение один рубль.
Когда старший сын покойницы, возвратившись домой,
узнал об этом, то пришел в страшную ярость: разругал и поколотил жену, зачем
она дала без него денег, и, наконец, отправился в братнину избу, где под
божницей лежала его мать, готовая к выносу в церковь. Не обращая внимания на
тело матери, еще не успевшее остыть, этот непочтительный и дерзкий сын,
забывший страх Божий и стыд человеческий, бросился с кулаками на жену своего
брата, требуя назад данный ей рубль. Бедная женщина в испуге показала, что
деньги лежат под божницей.
- Возьми их, если хочешь, доставай сам, а я не
буду, грешно! - проговорила она.
- Дура ты, вот что! - воскликнул злой сын и
потянулся к божнице, чтобы взять деньги. При этом он несколько раз наклонился к
трупу умершей. В это время мертвая вдруг схватила его за руку и крепко-крепко
стиснула, открыв на мгновение глаза, после чего опять заснула сном смерти.
Говорят, что сын сошел с ума от испуга и едва ли останется в живых. (Примеры
взяты из книги: "Как должно жить в семье". 5-е изд., Т-ва И.Д.
Сытина.)
ИЗ
ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО
Юность, сама по себе склонная ко
всякому злу, требует прилежного наблюдения, доброго воспитания и наставления,
но вместо этого встречает ее великое зло - ядовитый соблазн родительских
нравов. Соблазн же, как пожар усилившийся, далее и далее распространяется и
поедает одушевленные храмы. Горе детям от этого соблазна; но сугубое горе
родителям, которые, вместо полезного учения, злым примером, как ядом, заражают
юные сердца. Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их
за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие
родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они
были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так
разве Он не любит их? Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого
сына, которого принимает (Евр. 12; 6). В этом деле и христиане должны
подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Ненаказанные в
юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу
не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай
их, чтобы стали исправными и добрыми.
Вместо послесловия
Прошу и умоляю иметь великое
попечение о своих детях и постоянно заботиться о спасении душ их. Ты - учитель
всего дома, и тебе Бог непрестанно предоставляет и жену, и сыновей. Так Павел
то говорит о женах: аще чесому научитися хотят, в дому своих мужей да
вопрошают (1 Кор. 14, 35); то о детях: воспитывайте их в наказании
и учении Господни (Еф. 6, 4). Предствляй, что у тебя в доме золотые статуи
- дети; каждый день исправляй и осматривай их тщательно, и всеми мерами украшай
и устрояй их душу; подражай блаженному Иову, который, опасаясь даже за
мысленные грехи их, приносил за них жертвы и великое имел о них попечение (Иов.
1, 5); подражай Аврааму, который заботился не о богатстве и приобретениях, но о
Божественных законах, чтобы внушить потомкам тщательное их соблюдение.