Одна
вдова, имевшая троих маленьких детей, тяготясь воспитанием их, очень роптала на
свою горькую долю. Наслышавшись же о милосердии о.Серафима, она решилась
обратиться к нему, испросить благословения и поведать свое горе. Благословив
ее, старец сказал: "Не ропщи на свою участь, скоро кончится твое горе:
один будет твоим кормильцем". Через неделю после этого двое из детей
умерли. Мать поражена была неожиданною их смертью и опять пошла к о.Серафиму,
ожидая, что он разрешит ей недоразумения, тревожившие душу. Старец, увидев ее и
предваряя речи ее, сказал: "Молись Заступнице, Пресвятой Богородице и всем
святым: клятвою детей своих ты много оскорбила их. Покайся во всем духовному
отцу твоему и впредь укрощай гнев свой, чтобы не быть великою грешницею".
Отцы и матери! удержитесь от ропота на многочадие.
Подумайте лучше: виноваты ли дети, что родились на свет Божий? Разве жизнь,
которую они получили, есть преступление? Как поэтому оскорбительно должно быть
для детей, когда обращаются с ними так, как будто они, получив жизнь, сделали
какое преступление. Но такое обращение, кроме того, что несправедливо, может
быть вредно для нравственности детей. Какого добра, в самом деле, можно ожидать
от детей, которые, не зная за собой вины, нередко видят недовольство против них
родителей, терпят от них брань, упреки и недоброжелательство! Такие отношения
родителей к детям только раздражают детей, изгоняют из их сердец любовь к
родителям, приучают их к хитрости, лжи, непокорности и неуважению к родителям,
в которых они видят ближайших своих недругов.
Но, оскорбляя и нравственно повреждая детей
ропотом и досадою против них, родители, недовольные многочадием, являются
весьма неблагоразумными в отношении к себе самим. Положим, что большое
семейство в тягость бедным людям, не имеющим достаточных средств, чтобы содержать,
воспитать и пристроить детей своих. Но зачем увеличивать эту тягость досадой и
ропотом на детей? Затруднительные обстоятельства делаются еще больше
затруднительными, когда мы теряем присутствие духа, перестаем владеть собою, и
то дурное расположение духа, в котором сами находимся, распространяем на
окружающих нас.
Нет, не досадовать и роптать должны родители,
обремененные большим семейством, а воодушевляться упованием на Промысл Божий и
на Него возвергать печаль свою. Тот, Который дает пищу птенцам врановым,
призывающим Его, не оставит без Своего благого попечения разумные Свои
создания, если мы обратимся к Нему с упованием и молитвою. Господь, давший
родителям много детей, даст и средства к пропитанию, содержанию и устроению их
благосостояния, если только родители взыщут Его помощи и заступления. К
сожалению, затруднительные обстоятельства, как в других делах, так и в этом,
вместо того чтобы обращать нас к Богу, возбуждают в нас только уныние и даже
отчаяние. Мы готовы думать, что Господь забыл нас, и прибегаем ко всякому
другому средству для избавления себя от крайности, только не к Богу. Что
удивительного после сего, если Господь, всегда готовый явить Свою помощь
прибегающим к Нему в нуждах, сокрывает Свое лицо от тех, которые сами забывают
Его, не возвещают пред Ним печали своей?
А между тем, Господь как бы и ждет только того,
чтобы мы прибегали к Нему с крепкою верою и теплою молитвою.
Вот какой случай передает один из жизнеописателей
Митрополита Киевского Филарета.
Вдовая жена капитана П., обремененная
многочисленным малолетним семейством - пятью сыновьями и одной дочерью,
находилась в самом крайнем положении по части средств к жизни вообще и в
частности, чтобы куда-нибудь пристроить детей своих. Не имея и не видя никаких
надежд, она поставила себе за правило - читать ежедневно акафист Божией Матери,
прося Ее, чтобы Она указала и послала ей человека, который бы помог ей в ее
деле. Акафист она даже выучила наизусть от усердного и постоянного чтения. И
вот, однажды, в субботу Великую, прочитавши акафист, она прилегла на несколько
времени до заутрени и видит во сне, что Пресвятая Богородица говорит ей:
"Иди в лавру, - митрополит тебе поможет и все твое положение
устроит". Она вскоре в один из дней Пасхи отправилась со всеми своими детьми
в лаврскую церковь. После обедни, при выходе из церкви, владыка, сопровождаемый
множеством людей, вдруг остановил внимание на вдове и сказал, указывая на
детей: "Это - все твои! Погоди же несколько времени". Проводивши
посетителей, владыка сказал своему келейнику: "Пойди-ка, позови ко мне
стоящую вон там вдову с детьми". Келейный с трудом отыскал ее в толпе
нищих и ввел вместе с детьми в покои. Владыка, расспросивши вдову о ее
положении и подавши тут же потребную денежную помощь, сказал: "Ну, утешься:
даст Господь, все устроится хорошо". И действительно, высокопреосвященный
Филарет принял такое живое и решительное участие в положении этой вдовы и ее
детей, что, при некоторых встретившихся препятствиях при определении детей в
кадетский корпус, он имел дерзновение обратиться с всеподданнейшим ходатайством
к самому государю, вследствие чего и было высочайшее повеление - принять детей
немедленно даже сверх штатных вакансий.
* * *
Рождение детей
сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то
и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить
страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем образ Воскресения.
Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы
подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей.
Дети - не случайное приобретение, мы отвечаем за
их спасение.