Воскресенье, 28 Апр 2024, 20:54:28
Приветствую Вас Гость | RSS

 персональный сайт священника
Николая Клименко

-->
Поделиться
Видеокалендарь
...
Православные праздники
Категории раздела
Двунадесятые праздники [16] Великие праздники [10] Наши Праздники [31]
статьи о Православных праздниках.
Погода
Статистика

На сайте сейчас всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счётчик
счетчик посещений

Статьи

Главная » Статьи » Православные праздники » Наши Праздники

Сценарий «Россия под покровом святителя Николая»

Скачать 

Действующие лица:

  • Ведущая Алена
  • Ведущая Женя (девочка помладше)
  • Ведущий Дима
  • Священник Евстафий
  • Князь Рязанский Феодор Юрьевич
  • Никола-иконописец
  • Дочь его Катерина
  • Князь Димитрий Донской
  • Послушник
  • Девушки с богомолья (три человека)

Действие 1

Действие происходит либо на первом плане, либо в комнате, изображающей иконописную мастерскую. На столе, около которого стоит ведущая Алена, лежат краски, книги с изображением икон, листы бумаги. Входят Дмитрий и Женя.

Дима: Вот я и говорю, она с детства рисует. Сейчас учится на иконописца.

Женя: Вот здорово! И что она рисовать будет, картины?

Дима: Нет, не картины, а иконы. И не рисовать, а писать.

Женя: Какая разница? Все одно – художник.

Алена: Здравствуйте, ребята! О чем это вы спорите?

Женя: Да вот Дима утверждает, что иконописец и художник – разные профессии. А по мне – так какая разница? И тот и другой ведь картины рисует.

Алена: И все-таки Дима прав. Иконы и картины – не одно и то же. Понимаешь, иконою или образом называется изображение Самого Бога или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это обязательно освящается святою водой: через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится как святая. Икона – это окно в Царствие Небесное.

Женя: Ничего себе! Но ведь пишутся иконы и картины одинаково. Одни и те же краски, бумага. Так же учатся этому делу в каком-нибудь училище или институте.

Алена: Не совсем так. С древности иконопись считалась делом священным. Здесь одного мастерства и техники недостаточно. Иконописцы долго готовились к написанию образа: молились, постились. Чаще всего иконописные мастерские работали при монастырях. Приступая к работе, иконописец изучал уже имеющиеся образы, при написании следовал канону, традиции.

Женя: Даже от себя ничего не подрисовать! Ведь так неинтересно.

Дима: Иконы пишут для молитвы, а не для интереса. Это в картине художник себя показывает. А в иконе – Царствие Небесное! Вот поэтому изображается все символически.

Алена: Да и материал используется не совсем одинаковый. Иконы пишут на досках, специальными красками.

Дима: А правда, что в древности в краски, которыми иконы писали, яичный белок добавляли? Для прочности.

Алена: Ты немного путаешь. Белок добавляли, когда храмы строили. А для красок смешивали с водой желток. И называлась эта смесь темпера. Краски на такой основе были стойкими и красивыми.

Женя: Ну, вы меня убедили! Алена, а что ты сейчас рисовала, когда мы к тебе зашли?

Алена: Хочу написать образ святителя Николая. Ведь скоро его праздник.

Дима: Да, это великий святой! Его по всей России почитают. Нет, наверное, города в нашей стране, где не было бы храма или монастыря в его честь. И уж точно нет храма, где нет иконы этого великого Чудотворца.

Женя:А почему он Чудотворец? И в каком городе он жил?

Дима: Чудотворец, потому что и при жизни, и по смерти совершил множество чудес, исцелений. Всегда помогал нуждающимся. А жил он на одной из окраин Римской империи – Ликии, много веков назад.

Женя: Где? А почему тогда его так у нас почитают? Я думала, что это какой-нибудь русский святой, такой, как преподобный Серафим.

Алена: Да, жил он далеко от нас. Однако своей помощью, своим предстательством за русских людей в самые разные времена он стал для нас одним из самых близких и любимых святых. Вот я и захотела написать Можайский образ святителя.

Женя: Какой? Они еще и разные бывают? А зачем? Ведь святой-то один.

Дима: Святой один, да историй, связанных с ним, великое множество. И многие исцеления, чудеса происходили по молитвам у того или иного образа.

Алена: На Руси было много чудотворных икон святителя Николая. Особо почитались образы: Зарайский, Можайский, Угрешский, Крупицкий, икона святителя Николы Ратного. С каждой из них связывает народная память случаи чудесного избавления от врагов. Вот, например, Зарайский образ. Ведь он не всегда находился в России.

Дима: А как попал он к нам?

Алена: Во время следующих событий.

Действие 2

Священник Евстафий выходит из-за кулис, подходит к аналою, стоит некоторое время в задумчивости В это время хор начинает петь Трисвятое.(Желательно, чтобы пел мужской хор.) Он прикладывается к иконе на аналое, берет ее и несет вперед под пение. По авансцене к нему навстречу подходит рязанский князь Федор Юрьевич. Князь прикладывается к образу.

Князь: Здрав будь, отче. Как святое имя твое? Из каких земель пришел ты на Рязанскую землю?

Священник: Зовут меня Евстафий. Путь мой был не близок. Иду я из города Корсуни, несу на землю вашу древний чудотворный образ святителя Николая.

Князь: А что же заставило тебя расстаться с великой святыней?

Священник: Служу я в храме, который посвящен святому апостолу Иакову. В нем давно хранится этот дивный образ. И вот недавно явился мне святитель Николай и повелел отнести образ свой на Русь, в далекие Рязанские земли. Я, грешным делом, видению не поверил и остался в родном городе. Но вот явился мне святитель и второй раз, и третий. Тут уж решил не медлить и исполнить приказание Чудотворца. Но ты-то, князь, как узнал, что я образ несу? Почему мне навстречу вышел? Ведь до Рязани, кажется, идти порядком.

Князь: Да ведь и мне, отче, явился святитель Николай и повелел встречать греческого священника с иконой. Вот я и поспешил сюда, в город Зарайск, тебе навстречу.

Священник: Пойдем же, князь, в храм, возблагодарим святителя за благополучное окончание моего путешествия.

Князь: Да, поставим этот образ в Никольскую церковь. (Уходят за кулисы.)

Алена: Вот с тех пор и называется этот образ Зарайским. На месте сретения чудотворного образа князем Феодором Юрьевичем тотчас забил источник, получивший название Белый колодец. И по сей день получают люди здесь исцеление.

Дима: А ведь не случайно оказался этот образ на Рязанской земле. Всего через 12 лет, в 1237 году, напали на Русь татаро-монголы. Рязанское княжество приняло на себя первый удар. Господь заранее укреплял рязанцев перед страшным испытанием.

Алена: Во время ига не раз помогал святитель Николай русским людям, защищал от врагов.

Действие 3

В комнате за столом сидит Никола-иконописец, работает. Входит его дочь Катерина. Начинает прибираться. Останавливается, смотрит на отца.

Катерина: Тятенька, поздно уже. На улице стемнело, а ты с утра не ел ничего. Ведь так и сил на работу не останется.

Никола: Что, вечер уже? А я и не заметил, как день прошел. Задумался, заработался.

Катерина: А что ты пишешь, тятенька?

Никола: Да вот образ святителя Николая, покровителя своего.

Катерина: Ой, да ты ведь уже почти закончил. (Подходит к отцу, разглядывает икону.) Я такую икону у нас в соборе видела и давно спросить хотела: а почему у святителя Николая меч в руке. Разве могут святые воевать? Да еще чтобы их в таком виде на иконах писали?

Никола: Смотря за какое дело. Это же знаменитый Можайский образ святителя Николая.

Катерина: А почему он называется так же, как и наш город?

Никола: Дело было в четырнадцатом веке. В то время на Руси господствовали татары. Мало того, что всех русских людей поработили, сам великий князь к ним в Орду ездил – разрешение на правление выпрашивал, так они еще и нападали время от времени на русские города. И вот однажды подошли они близко к Можайску. А жители стали со слезами молиться в храме святителю Николаю. Тогда явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врагам святитель Николай показался в грозном виде - стоящим в воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесенного крепостью храма. Неприятель так устрашен был этим видением, что снял осаду и бежал - к удивлению и радости осажденных. Тогда-то и создали благочестивые горожане почитаемое ныне изображение Угодника. В благодарность за его чудную помощь.

Катерина: Вот это да! Теперь я поняла, почему наш город издавна так почитают русские люди. Сами великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск, на поклонение этому Чудотворному образу. И еще – почему здесь так много церквей и монастырей.

Никола: Старики мне рассказывали, что было время, когда Можайск на Руси и за её пределами называли не иначе как "священный город русских". Ни один город так не величали: ни Москву, ни Киев, ни Сергиев Посад. В древние времена сюда ни под каким видом не допускались иноверцы, как в алтарь храма. Исключения не делалось даже для вельможных особ.

Катерина: (Поднимает икону и показывает ее зрителям.) А образ этот до нашего времени дошел. Почитают и очень любят его русские люди. Много чудес произошло по молитвам у него.

(Хор поет светилен Чудотворцу Николаю.)

Действие 4.

Алена: Долго мучились русские люди, много лет прошло под игом татаро-монгол. Но вот, наконец, наступило время освобождения. Святитель Николай и в этот решающий час не оставил русский народ без помощи.

На сцену медленно выходит князь, в руках у него образ святителя. Останавливается с правой стороны, рассказывает, обращаясь к зрителям.

Князь Дмитрий Донской: Вот и прошла та битва, к которой так долго готовились мы. А вспоминается все, будто сейчас было. Много лет томилась Русь под игом. Но вот, наконец, укрепляемая божественной помощью и заступничеством угодника Божия святителя Николая, настолько возросла и усилилась, что почувствовала в себе достаточно мощи для первой решительной попытки к освобождению. Провожаемые молитвами всей Руси, осеняемые святынею всех икон первопрестольной Москвы, укрепляемые благословением святого Преподобного Сергия, выступили мы против несметных полчищ татарских. В 1374 году я прекратил выплату дани Орде. В 1378 году в битве на реке Воже наши рати наголову разгромили татарское войско под командованием Бегича, посланное Мамаем. Разгневанный Мамай собрал новую огромную армию. На Руси давно готовились к решительному сражению. По моему призыву к Москве стали собираться воинские отряды из многих княжеств.

Местом встречи русских отрядов была назначена Коломна. Именно туда стекались со всей Руси воины – конные и пешие. В Коломну из Москвы вышла и моя дружина. В 15 поприщах от стольного града, на берегу Москвы-реки, войско остановилось для краткого отдыха. И здесь случилось мне чудесное видение: над сосною, в воздухе явилась икона Святителя Николая Чудотворца. С умилением сердечным стали мы с дружинниками молиться святителю. И чудный образ сам опустился мне в руки. Увидев икону во всей славе, с радостью от этого дивного предзнаменования, я воскликнул: "Сия вся угреша сердце мое». И пообещал на месте этом после битвы с татарами построить Свято-Никольский монастырь. Впоследствии и монастырь, и образ святителя прозвали Угрешским. (Уходит.)

Действие 5

Дима: Но, к сожалению, это была только первая битва с татарами. Еще несколько десятилетий спустя нападали они на русскую землю. Но и тогда святитель Николай помогал русским людям.

На сцену выходит послушник. Зажигает свечи на аналое с иконой. Открывает лежащее рядом Евангелие. Перелистывает. Затем берет икону в руки. Начинает рассказывать зрителям.

Послушник: Батуринский Крупицкий монастырь. Странное название для обители. Возникает вопрос – а почему Крупицкий? Он был основан еще до ига недалеко от местечка Батурин под Черниговом. На месте, где чудесным образом был явлен образ святителя Николая. (Показывает икону зрителям.) Сначала здесь была построена деревянная церковь в честь перенесения мощей святителя Николая. Рядом стали селиться люди, желающие жить благочестиво. И вскоре там основали монастырь.

Первое чудо, связанное с образом святителя Николая, произошло во время осады монастыря татарами. В обители закончилось продовольствие. Монахи молились перед иконой святителя. (Хор поет тропарь святителю Николаю.) И вот, по их молитвам, над монастырем явилось облако, из которого посыпалась крупа, насытившая людей. Это чудесное событие дало название обители и образу святителя Николая.

Историю эту можно прочитать на обложке Евангелия, сохранившемся в монастыре. А написал ее святитель Дмитрий Ростовский. Он жил в обители в конце 17 века. Здесь в монастырской келье он трудился над написанием житий святых. Здесь же узнал и записал историю чудесного избавления обители.

Действие 6

Алена: Да, велика любовь святителя Николая к русскому народу. Всех случаев чудесной помощи не сосчитать, не вспомнить.

На сцену выходят три девушки. Они поют «Богородице Дево, радуйся …». В руках котомки. Садятся отдохнуть.

Первая девушка: Отдохнем немного. Вот и слава Богу, сходили на богомолье.

Вторая: Да, давненько не были мы в Белгороде. Вот и поклонились святыням.

Третья: А какой красивый образ святителя Николая в Свято-Троицком соборе! Только я не совсем поняла, почему его называют Ратным. Он что, солдатам помогает?

Первая: Да как же ты слушала, что нам батюшка рассказывал?

Вторая: Ведь он нам все иконы показал, про все рассказал подробно.

Третья: Ну, может, говорила с кем в тот момент, может, забыла. Расскажите вы, раз такие памятливые.

Первая: Местные жители рассказывают: будто бы в далекие времена эта икона Николая Ратного явилась в источнике близ селения Устинки. На этом месте была основана Коренская Николаевская мужская пустынь.

Вторая: В 17- 18 вв. жители селения Устинки и насельники этой пустыни жили в постоянной тревоге. Со стороны Дикого поля на белгородские окраины часто нападали вооруженные крымские татары, которые убивали и угоняли в неволю местных жителей.

Первая: В один из очередных набегов татары на лошадях подъехали к Устинке и остановились на плотине через реку Коренек, рядом с Коренской пустынью. Настоятель пустыни повелел монахам взять из церкви икону святителя Николая и вместе с жителями селения пойти к плотине. Татары при виде иконы и творимых молитвословий пришли в замешательство, многие из них с лошадьми попадали с плотины в реку, а остальные побежали в степь.

Третья: Да? А я думала, солдатам в битвах помогал, раз название такое.

Вторая: Помогал и в битвах. Образ Святителя Николая из Коренской пустыни во все века связывали с ратными делами. По преданию, с этой иконой шли русские солдаты в 1812 году на борьбу с французами, а перед боем с образом Николая Ратного в руках их благословлял сам фельдмаршал Кутузов.

Третья: Замечательная история, и образ замечательный. Хорошо, что мы список для нашей церкви купили. (Достает, показывает зрителям.) Ну, пойдемте, подруги. Путь наш неблизкий.

Действие 7

Алена: Ну что, Женя, мне кажется, мы ответили на твой вопрос. Теперь ты поняла, почему так много разных икон святителя Николая?

Женя: Да, ведь с каждым из них связана целая история.

Алена: И каждая из них – яркое свидетельство любви и помощи русскому народу великого угодника Божия – Святителя Николая Чудотворца.

Все участники выходят на сцену (вместе с хором). В руках все пять икон святителя. Вместе со зрителями начинают петь тропарь.

Категория: Наши Праздники | Добавил: Иерей_Николай (02 Ноя 2014)
Просмотров: 639 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Календарь
Вход на сайт
Поиск
Skype