Суббота, 04 Май 2024, 11:08:10
Приветствую Вас Гость | RSS

 персональный сайт священника
Николая Клименко

-->
Поделиться
Видеокалендарь
...
Православные праздники
Погода
Статистика

На сайте сейчас всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счётчик
счетчик посещений

Статьи

Главная » Статьи » Осторожно! Вредно для души! » История раскола

«Я — единственный, кто может рассказать об этом...» часть 3
Об отставке Филарета с поста митрополита Киевского

Как я уже говорил, расправой надо мной Филарет думал запугать украинских архиереев перед решительным броском к расколу. Он размахивал «судом» надо мной, как дубиной, над головами архиереев и уже вскоре «молох» автокефализма потребовал новых жертв: был отправлен в отставку, посмевший воспротивиться раскольническим действиям Филарета, митрополит Одесский Агафангел, попали в опалу епископы Онуфрий, Сергий, Феодор и Алипий (отказались подписать очередное письмо-требование об автокефалии к Патриарху, составленном Филаретом в самом неподобающем тоне). Их кафедры Филарет старался занять, как ему казалось, верными ему людьми. В епархии была направлена инструкция от Филарета в приказном порядке собирать подписи всего духовенства за автокефалию для видимости «всенародной» поддержки раскольнических планам. В ответ разворачивалась мощное спонтанное сопротивление Филарету простого народа и рядового духовенства. Филаретовская тирания отсчитывала последние часы. Её моральный конец пришёл на ближайшем Архиерейском Соборе РПЦ, призванном обсудить последний ультиматум Филарета к Святейшему Патриарху. На этом же Соборе предполагалось и слушание моей аппеляции. Филарет запаниковал. В перерыве в последний раз заставил украинских архиереев подписать т.н. обращение к Архиерейскому Собору, фактически шантажируя Патриарха: или немедленно рассматривайте вопрос об автокефалии УПЦ, или епископат Украины покинет зал заседания в знак протеста против якобы ущемления её прав. Он был готов совершить грех раскола прямо на Соборе и увлечь в него весь украинский епископат! Казалось, что всё так и произойдёт. В середине заседания Филарет приподнялся из-за стола президиума (это был заранее согласованный знак для украинских архиереев), оглядываясь на украинцев, медленно сошёл в зал и пошёл к выходу. Человек пять украинских архиереев, оглядываясь друг на друга, как то нерешительно привстали с кресел и…застыли. Филарет мгновенно оценив неопределённость ситуации, остановился, сделал вид, что слушает громкий окрик владыки Кирилла (Гундяева): «Братья! Сейчас вы берёте на себя огромную ответственность за тот шаг, который вы хотите сделать! Подумайте!». Собор замер. Патриарх побледнел и как-то осунулся. Я оглядел зал. И вдруг понял, что за Филаретом украинский епископат н е п о ш ё л ! Это был водораздел в украинской церковной драме! И тут Филарет не выдержал: сдали нервы. Опасаясь остаться в абсолютном меньшинстве, он медленно стал возвращаться и сел на своё место в президиуме. Был объявлен перерыв.В перерыве украинские архиереи осознали, что если Филарет сейчас усидит на посту киевского митрополита, то их «измены» он им не простит враз заговорили о его отставке. Его стали по братски увещевать не творить раскол и, ради блага Церкви, покинуть пост митрополита киевского добровольно. Тот не сдавался, тянул время, торговался. Но его авторитарная деспотия уходила в небытие. Единственное, что он выторговал для себя – это вынужденную благодарность за труды и на выбор – любую кафедру на Украине. Это был его очередной тактический обман: «благодарностью» Собора он потом будет постоянно прикрываться, как фиговым листом, оправдывая свои дальнейшие действия в Киеве и уход в раскол. Украинский епископат пожелал сразу в Москве избрать нового Киевского Митрополита, не доверяя обещаниям Филарета (перед крестом и евангелием) уйти в отставку в Киеве: уж очень хорошо они знали своего «предстоятеля». Но один, не последний в Москве архиерей, посоветовал Патриарху этого не делать, резонно заметив, что националисты непременно скажут, что, мол, «Москва» сняла «патриота» Филарета и прислала своего ставленника. Патриарх согласился: «Пусть в Киеве украинцы сами свободно изберут себе Предстоятеля УПЦ». Полнота Архиерейского Собора, как высшая каноническая инстанция РПЦ между Поместными её Соборами, утвердила и благословила переизбрание нового Митрополита Киевского на Украине. Таким образом, это решение приобрело силу необратимого церковного закона прямого действия, обязательного к исполнению.

«Последний Рубикон» Филарета.

Как известно, украинские архиереи попали пальцем в небо: Филарет, как он сам выражался, «обвёл в Москве всех вокруг пальца» и стал клятвопреступником. По приезде в Киев, он сразу же устроил пресс-конференцию, на которой заявил, что он, де, некий «искупитель» для Украины, ибо в Москве, его, видите ли, якобы возвели на Голгофу. Он сравнивал себя с многострадальным Иовом, которого ради спасения корабля, как лишний груз, моряки сбросили в море. Он поносил Святейшего Патриарха, Русскую Церковь, власти России. Перед пресс-конференцией, он успел посовещаться с Л. Кравчуком и, как рассказывала мне Вера Медведь, с Евгенией Петровной. Президент Кравчук пообещал ему поддержку в борьбе с РПЦ, а Евгения Петровна якобы сказала так: «Миша (светское имя Филарета)! Ты хочешь пустить сюда другого? Если ты это сделаешь, я тебя сама пущу по миру с котомкой. И он рискнул. Это был «последний Рубикон» Филарета, перейдя который митрополит Киевский превратился из тайного в явного раскольника и врага Церкви Христовой.

Об антифиларетовском Житомирском собрании.

В этой ситуации мне пришла идея организовать «Комитет духовенства и мирян в защиту Украинского Православия», который формально возглавил протоиерей Михаил Бойко, духовник Киевской епархии, клирик Покровского монастыря. Было составлено первое воззвание к духовенству и архиереям против Филарета. Нужно было произвести такие канонические действия, которые привели бы к исполнению решения Архиерейского Собора в Москве о переизбрании Митрополита Киевского. «Комитет» стал рассылать телеграммы и письма архиереям с просьбами собраться и решить вопрос о переизбрании Филарета, в соответствии с решениями Архиерейского Собора в Москве. Большую помощь оказывал упомянутый выше староста Дарницкой церкви Владимир Макарчиков. Его квартира превратилась в некий штаб борьбы против Филарета. Звонки, письма, телеграммы, встречи…Огромную роль в организации антифиларетовского Житомирского собрания сыграл владыка митрополит Агафангел, нынешний митрополит Одесский и Измаильский, и епископ Житомирский Иов (ныне архиерей в Челябинске), который рискнул предоставить свою резиденцию для его проведения. Филарет возненавидел за это митрополита Агафангела лютой ненавистью и много лет безуспешно старается отомстить ему. На Житомирское собрание от имени «Комитета» приглашались представители православных братств и монастырей. Времени терять было нельзя, потому что Филарет не спал. Ему стали известны намерения архиереев собраться на совещание в Житомире. Как рассказывал владыка Иов, Филарет неоднократно звонил и угрожал, утверждая, что это собрание незаконное, не имеет никакой канонической силы, что все, кто там соберутся, – «раскольники», потому что выступают против него. То, что он сам является клятвопреступником, нарушителем церковной присяги, хулителем Матери-Церкви и, по сути дела, раскольником, в расчет Филарет не брал: он всегда себя считал непогрешимым. Владыка Иов исполнился большого мужества, чтобы, со слезами на глазах, ответить отказом. Он сказал, что его архиерейская совесть не позволяет ему не собрать это совещание у себя в епархии. Среди пасхальных торжеств архиереи съехались в Житомир. Некоторые прислали телеграммы о своей поддержке, иные колебались и лишь позже отправили телеграммы о поддержке Житомирского совещания и его решений. Ситуация была действительно драматической. Все понимали, что пути назад нет. В результате Житомирское собрание стало предтечей Харьковского Собора. Оно разогнал тьму и рассеял страх перед Филаретом на Украине. Если бы не произошло Житомирское совещание, на котором архиереи переломили в себе страх, возможно, не состоялся бы и Харьковский Собор. Думаю, церковная история еще оценит духовный подвиг украинских архиереев – участников Житомирского собрания и, в частности, митрополита Агафангела и архиепископа Иова, для его организации и проведении. Впервые украинские архиереи собрались не в Москве, не в Киев, в резиденции экзарха на Пушкинской 36, но они собрались по зову сердца, возмущенные провокационной пресс-конференцией Филарета. В Житомире они собрались, чтобы начать процесс восстановления её подлинно соборной жизни. Владыка Иов сильно волновался, совершая молебен перед началом собрания. Позже прибыл владыка Ириней, перед этим побывавший у Филарета в Киеве, где тот поручил ему каким-то образом нейтрализовать собрание, но из апологета Филарета, стал одним из его активных обвинителей. Собравшиеся в Житомире не знали, чем это может для них обернуться, ведь действовали они на территории Украины, где властвовал всесильный Филарет и главный его пособник по расколу украинского православия Президент Л. Кравчук, который, я думаю, сам себя отлучил от Церкви Христовой.

Как я уже сказал. на Житомирском собрании многолетний страх перед Филаретом был преодолен. Владыка Иов, по окончании его, радостно повторял: «Как я чувствую себя сейчас свободным! Я не испытываю страха перед этим человеком!». Благодарю Бога! Мне тоже пришлось быть участником Житомирского собрания и, даже, стать соавтором знаменитого документа, где впервые были сформулированы украинским епископатом обвинения Филарету, как клятвопреступнику и хулителю Церкви Христовой, с требованием немедленного Церковного суда над ним. Этот исторический документ был препровожден в Москву Святейшему Патриарху Алексию и Священному Синоду РПЦ и доставлен в Киев митрополиту Филарету старостой Владимиром Макарчиковым. Когда в Житомире происходило архиерейское собрание, потребовашее предать Филарета Церковному суду, то он лживо заявил, что оно не имеет никакой силы, потому что не имелось на его проведение его, Филарета, благословения. Но архиереи Украины имели прямое благословение Архиерейского Собора РПЦ на его переизбрание. А вот какой Святейший Патриарх или Архиерейский Собор дал благословение на «избрание» Филарета, «предстоятелем» УПЦ, до сих пор неизвестно. А, «что не благословлено, то и не свято», - гласит народная мудрость. О Житомирском собрании архиереев, духовенства, монашествующих и представителей братств УПЦ ни в одном органе информации на Украине не было сказано ни полслова. Но голос архиереев, прозвучавший в Житомире, был услышан Матерью-Церковью и послужил, по сути дела, каноническим основанием для начала судебного процесса по делу митрополита-раскольника, приведшего его к низложению и потом к отлучению от соборного Тела Вселенской Православной Церкви.

В Киеве после Житомирского собрания. Харьковский Собор и его значение.

Решения Житомирского собрания надо было донести до простых верующих, до настоятелей киевских Церквей. И вот ночью мне и другим членам нашего Комитета приходилось, как революционерам, разъезжать по киевским храмам и монастырям и расклеивать решение на столбах и на дверях. Любопытна была реакция запуганного Филаретом духовенства. Некоторые из них с радостью читали наши листовки и воззвания, а некоторые из-за страха (таковых было немного) – отказывались принимать и даже срывали с дверей. В одном монастыре решения Житомирского собрания были нам возвращены. Матушка игумения велела сказать, чтобы мы это все забрали. Позже эта же игумения сама пострадала от Филарета за отказ принять автокефалию.

В Харькове начал работу Архиерейский Собор УПЦ для избрания нового киевского митрополита. Я не присутствовал на нем по той причине, что еще не был восстановлен в сане епископа. Но, тем не менее, на Собор «Комитетом духовенства и мирян по защите украинского Православия» был подготовлен перечень поправок в Уставе УПЦ. Они были переданы митрополиту Агафангелу Владимиром Макарчиковым. Надо было отменить навязанную Филаретом дискриминационную и антиканоническую формулировку, что киевский митрополит может избираться только из числа украинского епископата. Такой практики ни одна Поместная Православная Церковь не знает. Это священное право каждой Поместной Церкви приглашать на свои первосвятительские кафедры епископов из других стран. За примером идти далеко не надо: Киевский митрополит Петр Могила был из Молдавии, а мы считаем его своим украинским святителем. Во-вторых, необходимо было отменить пункт о пожизненном пребывании митрополита Киевского на своём посту. Если митрополит Киевский верен святому Православию и хранит единство Церкви, то он без формальной нормы в Уставе УПЦ до конца жизни может пребывать Предтоятелем УПЦ. И, наконец, надо было ввести институт Постоянных членов киевского Синода для восстановления принципа соборности церковного управления. Проведение в Устав УПЦ этих положений восстанавливало и соборность управления Церковью, и превращало Киевский Синод в свободно действующий церковный орган, а не в инструмент личной диктаторской политики. Все эти пункты и были приняты. Харьковским Собором, который ещё и низложил Филарета, запретив его в священнослужении. Любопытно, что в Харькове. А позже и в Москве его обвинили в том. за что я, в своё время, был лишен сана. Это ли не парадоксы истории?

Харьковский Собор УПЦ – это значительная веха в истории не только украинского, но и русского Православия вообще. Он показал, что украинский епископат нашел в себе мужество стать на защиту попранной соборности Церкви Христовой. На Харьковском Соборе епископат УПЦ сохранил для будущих поколений украинцев Благодатное Святое Православие. В нём видимо можно узреть, что, в конечном итоге, всё-таки Господь ведёт Свою Церковь ко спасению, действуя через богопоставленный епископат, верный своей присяге и архипастырскому долгу. Конечно, и на Харьковском Соборе были сомнения и колебания. Некоторые хотели всё же избежать прямой конфронтации и просили Филарета приехать. чтобы решить всё миром, в соответствии с решениями Архиерейского Собора Матери-Церкви. Один архиерей даже дважды терял от волнения сознание. Кое-кто настойчиво предлагал свои кандидатуры на пост Предстоятеля УПЦ. Но, когда всё свершилось, то наступил момент истины: Церковь на Украине обрела своего нового, теперь уже канонически избранного Предстоятеля – митрополита Владимира (Сабодана). Харьковский Собор УПЦ, канонически проведённый безупречно, т.е. по благословению Святейшего Патриарха и Архиерейского Собора РПЦ, возвратил церковное бытие на Украине в каноническое соборное русло.

Попытка захвата Киево-Печерской Лавры УНСО

После Харьковского Собора по инициативе «Комитета духовенства и мирян в защиту украинского Православия» по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира (он ещё не прибыл в Киев) в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, принадлежавшем ведению научного музея, состоялось собрание духовенства Киевской епархии. Я выступил с разъяснением позиции епископата нашей Церкви, говорил о Житомирском собрании, о Харьковском Соборе. Единогласно присутствующие священники приветствовали низложение Филарета и избрание на пост нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира. Но силы зла не сдавались. Филарет через государственные средства массовой информации заявил о непризнании решений Харьковского Собора, а Президиум Верховной Рады (спикер И. Плющ) обнародовал антиконституционное постановление о незаконности Харьковского Собора, что спровоцировало волну захватов храмов УПЦ раскольниками-филаретовцами..Блаженнейший Митрополит Владимир должен был прибыть в Киев.

Накануне его приезда была совершена неудавшаяся попытка захвата Киево-Печерской Лавры погромщиками из УНСО. Поздно вечером во Владимирском соборе, как рассказывала его работница, погромщиков «благословили» в филаретовском соборе. Молебен отслужили для тех, кто намеревался идти в святую Лавру с холодным оружием, в ту Лавру, в которую, даже, московские Цари ходили пешком. Сам Филарет, по признанию перед видеокамерами лидераУНСО, Дмытра Корчинского, благословил его на захват Лавры. План «захватчиков» говорят были таков: захватить Дом наместника и келии монахов. Сопротивляющихся должны были вывезти за город. Переодетые в монашеские рясы унсовцы занимают все помещения келий и рапортуют, что Лавра – святыня Православия – перешла на сторону раскольника Филарета. Таким образом, прибывающий в Киев митрополит Владимир окажется бездомным и лишается возможности руководить УПЦ Помешал акции захвата Лавры филаретовским УНСО киевский «ОМОН». Было это так. Поздно ночью мне позвонил владыка Макарий и сообщил, что готовится нападение на Лавру филаретовцев. Он просил что-либо предпринять. Мой бывший иподиакон (ныне игумен Алексей Фёдоров) поехал предупредить об этом наместника КПЛ архимандрита Питирима. Монахи стали звонить верующим по телефону и созывать их на защиту монастыря. Среди ночи ударил набат на колокольне. Я вспомнил, что у моей сестры Антонины есть знакомый в «ОМОНе» – некто Н.Г.Б., который как раз в эту ночь был оперативным дежурным по Киеву. Я попросил её позвонить ему, сообщить о беспорядках. Владыка Макарий также предпринимал шаги для защиты Лавры. Когда я приехал в обитель, стражи порядка в полной экипировке арестовали преступников. Видеопленку с запечатленными событиями я потом передал Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и он видел все это безобразие. Мы видели как унсовцы прыгали через высокую стену в монастырь. Особенно потрясающими были видеокадры, когда «ОМОН» выложил в коридоре резиденции Митрополита захваченное у унсовцев холодное оружие: палки, железные прутья, заточенные пилы, ножи, и, даже, огнестрельное оружие. Ы эту ночь в Лавре была замечена Евгения Петровна и личный секретарь Филарета. Насколько же надо было быть бесчувственным к святыне, чтобы поднять руку с оружием на Киевскую Лавру, как древние кочевники, как ордынские завоеватели. Я даже усомнился: «Неужели были правы те, кто подозревал, что в душе Филарет – неверующий?». Утром украинское радио, не получив заранее информацию о провале операции, бодро транслировало известие о том, что Киево-Печерская Лавра «контролируется национально-патриотическими силами.” Это ещё раз свидетелствует о том, что акция захвата Лавры планировалась на самом высоком уровне, возможно не без ведома Кравчука, который был тогда Президентом. Материалы об избиении филаретовцами-унсовцами монахов и верующих и детей, поступившие в Печерскую прокуратуру, через некоторое время были оттуда изъяты и исчезли, а дело тихо прекращено.

Прибытие нового Предстоятеля УПЦ в Киев.

На перроне киевского вокзала собирался народ для встречи избранного Харьковским Собором Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Владимира. Я приехал на вокзальную площадь. Огромной буквой «П» были выстроены отряды милиции. Власти опасались провокаций или столкновений с УНСО. Всем командовал генерал Недрыгайло, который часто гостил у Филарета на Пушкинской 36 и, по некоторым сведениям, не мог не знать о готовящемся штурме УНСО Лавры. Генерал грубо разговаривал, угрожал мне арестом, пытаясь воспрепятствовать пройти на перрон. Но потом как-то махнул рукой и я быстро прошёл за живое ограждение. Все с нетерпением ждали прибытия состава, который с большим опозданием медленно прибыл на станцию. Состав приостановился и снова проехал несколько десятков метров. В окне мелькнуло сосредоточенное лицо Блаженнейшего Владимира. Народ кинулся за его вагоном. Произошла сумятица. Потом стало известно, что Блаженнейшего представители власти, остановив поезд, пытались уговорить выйти из вагона, убеждая пересесть в автомобиль и тайно приехать в город. Ему говорили, что в Киеве его ожидает неуправляемая толпа, жаждущая расправы над ним. Но Блаженнейший отказался подчиниться и решил встретить то, что Бог ему уготовал. Он сошёл на перрон и его тут же окружили архиереи, священники и миряне. Все увидели с в о е г о законного Первосвятителя. Я запел пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...». Через минуту вся тысячеголовая толпа подхватила песнопение. Множество автомашин на большой скорости двинулись по центральной линии разметки дороги, мимо забаррикадированного Владимирского собора, где засели унсовцы, в самое сердце древнерусского Православия – в Киево-Печерскую Лавру. Празднично ударил большой колокол на Лаврской колокольне и в Трапезном храме во имя преподобных Антония и Феодосия митрополичий протодиакон Никита Пасенко произнёс первое многолетие прибывшему Предстоятелю УПЦ Митрополиту Владимиру. От волнения протодиакон чуть было не произнёс (по привычке) имя расстриженного Филарета. Но, быстро совладав с собой, громко возгласил: «Господину нашему Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины, подаждь, Господи, многая и благая лета!» Вся Полнота Украинской Православной Церкви дружно ответила: «Многая, многая, многая лета»!

Впереди православных ожидало трудное десятилетие борьбы за достойное бытие Украинской Православной Церкви в независимой Украине. Но об этих годах, из которых Бог благословил мне почти девять лет быть членом Синода УПЦ, как управляющему делами УПЦ, мой рассказ ещё когда-нибудь будет продолжен.


 


Источник: http://www.jonathan.org.ua/_save/stat/1.htm
Категория: История раскола | Добавил: Иерей_Николай (22 Мар 2010)
Просмотров: 500 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Календарь
Вход на сайт
Поиск
Skype