Воскресенье, 19 Май 2024, 06:58:16
Приветствую Вас Гость | RSS

 персональный сайт священника
Николая Клименко

-->
Поделиться
Видеокалендарь
...
Православные праздники
Категории раздела
Погода
Статистика

На сайте сейчас всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счётчик
счетчик посещений

Статьи

Главная » Статьи » Православная литература » Проза

Повсюду путь и нет путей
При благополучном течении жизни многие думают, будто все достижения принадлежат их собственным усилиям. Но случается катастрофа, человек теряет здоровье и видит, как на самом деле он слаб, и как велико место Божьего Провидения в нашей судьбе. Вот тут и выступает на жизненную сцену сокрытая в религиозном инстинкте невидимая сила духа, заставляющая находить пути воплощения этой силы в реальность. При утрате телесного и душевного благоденствия, мы ищем поддержку в духовной сфере, и обязательно найдем ее в евангельском пристанище Христовой любви и мудрости святоотеческих книг, где написано: «Не верь себе, что ты силен, пока не будешь искушен и не найдешь себя неизменным. Так и во всем проверяй себя» ( Исаак Сирин).


Оглядываясь на десятки лет, прожитых в состоянии инвалида, испытав горести и тяготы жизни в узком пространстве, всегда хочется помочь людям, находящимся в тяжелом физическом и душевном состоянии, вызванном утратой здоровья. Процесс сживания с мыслью, что ты или твой ребенок инвалид долог и труден, но  разумом и усилиями свободной воли можно смягчать скорби памятью о том, что все происходящее случается по Божьему Промыслу. Каким бы тяжким не казался земной крест, православная вера побуждает осмысливать выпадающие испытания и приходить к пониманию, что «…не только каждое отделение грехов, но и каждый грех имеет собственную, ему принадлежащую болезнь. Страсти и пороки внедряют недуги на целые века в целые фамилии…В целых народах народные пороки и болезни нравственные образуют недуги, им соответствующие» (архиепископ Иннокентий Херсонский).

Будучи приговоренной с юности врачами к пожизненному заключению в комнату, я старалась думать, что посланным недугом отвечаю за дела предков. Такое видение облегчает тяжесть собственной ноши. Не ожесточиться и нести крест достойно можно только при постоянной работе ума, сердца, души и рук, не давая себе поблажек, не впадая в праздность и лень, подавляя ропот, обиды, раздражение. Жить с упованием на Бога.

«Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: на все Твоя воля, Господи! … И Он или оздоровит, или утешением исполнит, несмотря на прискорбность положения» (Феофан Затворник). Недовольство собой и предъявление повышенных требований к себе помогают снисходить к недостаткам общества и слабостям других, ибо неудовлетворенность есть действие Божьей благодати в человеческой душе, свидетельствующей о том, что душа жива, борется и стремится меняться к лучшему.

Всю жизнь утешаюсь мыслью, что от счастья не умирают, потому  мысленно готовлюсь к худшему. И евангельское напутствие об этом говорит: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16.13). Подобный душевный настрой помогает гасить бурю очередных скорбей, а советы из писем Феофана Затворника вовсе успокаивают: «Как прачка мнет, трет и колотит белье, чтобы убелить его, так Господь мнет, трет и колотит вас, чтобы убелить и приготовить к наследию Царствия Своего, куда не войдет ничто нечистое.  …Всякое прекращение такого порядка выбросьте из головы, а определите себя на неприятности до конца жизни. Не забудьте! Это очень важно. Если не будет этого, терпение установиться не может».

Одному Богу известно, почему нас посещает неизлечимая болезнь и пожизненная инвалидность. Обижаться на судьбу не имеет смысла – никто не виноват и легче от этого не станет, наоборот, себе и окружающим сделается хуже и горше.  Впадение в уныние подобно жизни под  душным покрывалом, а «вышемерная печаль делает душу дымоватою. Как видимый дым разъедает очи телесные, так невидимый и мысленный мрак печали повреждают очи душевные» (И. Лествичник) Значит, надо искать выход в других жизненных коридорах, идти на компромисс с собственными взглядами и смелее меняться под прессом обстоятельств. Перед безнадежно больным человеком или родителями ребенка-инвалида встает задача научиться любить жизнь такой, какая есть – это означает ощутить Бога-Любовь в посетивших испытаниях – а уж Любовь поможет увидеть великое в малом и сладкое в горьком.

 «Болезнь не позор и не есть знак отвержения Божия. В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению. Что приходит нетерпеливость – это дело человеческое. Придет – отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Если нет тяготы, то и терпения нет». Но «есть болезни, на исцеление коих  Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее, чем здоровье», – предупреждает и утешает Феофан Затворник.

В жизни все относительно. Без горестей не узнать радостей, без несчастий не познать счастливые моменты. Может быть, и болезни зачастую даются для самопознания, экстремальные условия заставляют действовать и находить в себе нераскрытые возможности. «В трудные решительные минуты жизни более напрягаются силы души, и во время великих испытаний человек чаще выходит победителем, нежели в малых ежедневных искушениях», – писал преподобный Касиян Римлянин.

Бывая в обществе инвалидов, удивляешься брызгам исходящей от них радостной энергии. Не раз приходилось наблюдать подобное удивление, выражаемое здоровыми людьми. Несколько лет назад в санатории «Анапа» по окончании заезда инвалидов-колясочников, мы устроили маленький банкет, на который пригласили дирекцию и врачей санатория. Наши гости признались, что у них на вечерах не бывает так весело и радостно, как было у нас. Также говорят организаторы Премии «Филантроп», много лет общающиеся с инвалидами на разных мероприятиях по вручению премии.

Претерпевший значительные утраты здоровья и ограниченный в возможностях передвижения человек радуется любым мелочам, мелькающим незаметной обыденностью в глазах здоровых людей. Чем большего человек лишен, тем меньше ему надо для радости и счастья. Если вдобавок непрестанно стараться  любить людей и жизнь, как учит наша православная вера, радость обязательно станет посещать душу и сердце теплым дыханием евангельской любви. А когда кажется, будто нет земных путей, вмещающих наши лишенья и горести, надо смириться и предоставить течение жизни Божьему Промыслу. Может быть, в приносящем душевный покой смирении легче разглядеть среди множества бегущих всюду земных дорог свой единственный скромный путь и порадоваться этой маленькой  благодатной находке.

 

Радость жизни! Как отрадно

Тебя встретить в ком-нибудь.

Гостья неба! Как усладно

Ты земной питаешь путь.

 

Ты Святым приходишь духом

Через церковь и Христа,

Наполняешь сердце слухом,

Славословием  уста.

 

Коли станешь понемногу

С упованием дружить,

Принесешь печали Богу,

Веселее станет жить.

 

Все как было, так осталось.

Человек одет и сыт,

Но в раю же показалось,

Что не так устроен быт.

 

Пока будет в человеке

Жажда Бога поправлять,

Неудобных мыслей реки

Станут радость искривлять.

 

Суеты суетной сладость

Можно в Боге лишь испить,

Только в Нем земную радость

Можно сердцем растопить.

 

Стих написан мною во время чтения размышлений и наставлений Феофана Затворника.


Источник: http://vmeste.pravmir.ru/povsyudu-put-i-net-putej/
Категория: Проза | Добавил: talayka (30 Сен 2010)
Просмотров: 411 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Календарь
Вход на сайт
Поиск
Skype