Суббота, 11 Май 2024, 09:17:23
Приветствую Вас Гость | RSS

 персональный сайт священника
Николая Клименко

-->
Поделиться
Видеокалендарь
...
Православные праздники
Погода
Статистика

На сайте сейчас всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счётчик
счетчик посещений

Статьи

Главная » Статьи » Семья - малая церковь » О воспитании детей.

Уроки о воспитании часть2
21. Скажи мне, какие из растений самые лучшие? Не те ли, которые сами по себе
содержат силу и ни от дождя, ни от града, ни от стремления ветров, ни от других каких-
нибудь подобных причин не терпят вреда, но, стоя открыто и не имея нужды ни в кровле,
ни в ограждении, как бы всем пренебрегают? Таков истинный любомудр, таково его
богатство... Он ничего не имеет, и имеет все; и все имеет, и ничего нет у него. Ибо стена
не внутри, но извне, и ограда не от природы, а отвне воздвигается. Еще скажи мне также,
какое тело бывает особенно крепко? То ли, которое здорово, которое удобно переносит
голод, не требует пресыщения, не терпит от стужи, равно как и от жара, или то, которое не
способно переносить всего этого и, кроме того, для своего здоровья нуждается в поварах,
ткачах, охотниках и врачах? Подлинно, только истинный любомудр, который не
нуждается ни в чем подобном, есть истинный богач" Потому-то блаженный Павел и
говорил: воспитывайте их (детей) в наказании и учении Господни. Итак, не во внешних
благах ищите ограждения для детей своих, но воспитывайте их по наставлению апостола;
в этом заключается богатство, в этом состоит слава.
22. Богатство вредит слишком много, когда делает нас негодными к перенесению
превратностей жизни. Итак, воспитаем детей так, чтобы они могли переносить все и
знали, как должно поступать среди несчастий; воспитаем их в наказании и учении
Господни, и нам воздается великая награда. В самом деле, если люди, занимающиеся
изображением царей, пишущие их портреты, пользуются большим почетом, то мы,
которые украшаем образ Царя Небесного (ибо человек есть образ Божий), не будем ли
наслаждаться гораздо большими благами за то, что восстановляем Божие подобие?
Именно с этим может сравниться добродетель души, когда научим детей быть добрыми,
нераздражительными, непамятозлобными, готовыми на благодеяния, человеколюбивыми
(что все свойственно Богу) и когда наставим их не дорожить земными благами. Итак,
образовать и упорядочить себя и их - вот наша обязанность! Иначе как мы дерзнем
предстать Престолу Господню? Ежели тот, у кого дети необузданны, недостоин
епископства, то тем более он недостоин Царствия Небесного. Ужели, если наши дети
будут беспорядочны, то мы будем подлежать за них ответу? Да - если это случится
потому, что мы не употребили со своей стороны строгих мер, какие следовало употребить.
23. Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем - крайняя степень
нечестия. И что я так заключаю не без основания, докажу это самым опытом, дабы знали
вы, что хотя бы у нас все, касающееся нас, было устроено прекрасно, однакож мы 6
подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей. Вы знаете повесть о
первосвященнике Илии, содержащуюся в Божественном Писании. Если священника,
престарелого, знаменитого, двадцать лет беспорочно начальствовавшего над еврейским
народом, жившего во времена, не требовавшие великой строгости (в жизни), ничто не
могло оправдать -напротив, он погиб ужасно и бедственно за то, что не пекся о детях с
полным старанием, и виновность этой малопопечительности, как сильная и великая вина,
превысила все эти преимущества и покрыла все добрые дела Илия, - то какое осуждение
постигнет нас, которые живем во времена, требующие гораздо большего любомудрия, но
не имеем и его добродетели, и не только сами не наставляем детей, но и против желающих
делать это строим козни и вооружаемся, и поступаем с чадами своими жесточее всякого
варварства? Ибо жестокость варваров доводит только до рабства, до опустошения и
пленения отечества, и вообще до бедствий телесных; а вы порабощаете самую душу и,
связавши ее, как какого-нибудь пленника, предаете таким образом злым и свирепым
демонам и их страстям. Точно это, а не другое что делаете вы, когда и сами не внушаете
(детям) ничего духовного, и другим делать это не позволяете.
24. И никто не говори мне, что многие, и больше Илия нерадевшие о своих детях, не
потерпели ничего подобного Илию; нет, многократно потерпели, и многие, и гораздо
больше еще, и за этот самый грех. Ибо откуда преждевременные смерти? Откуда тяжкие и
продолжительные болезни и у нас, и у наших детей? Откуда потери, откуда несчастья,
откуда огорчения, откуда бесчисленное множество зол? Не оттого ли, что мы не стараемся
направлять порочных детей своих? И для удостоверения в том, что это не догадка,
достаточно бы и бедствий этого старца (Илия); но я скажу вам еще слово одного из наших
мудрецов. Он, рассуждая о детях, вот как говорит: не веселися о сынех нечестивых; аще
несть страха Господня с ними, не веруй животу их (Сир. 16, 1-3). Ибо зарыдаешь плачем
преждевременным и не ожидавши узнаешь о их гибели. Итак, многие, как я сказал,
потерпели много подобного; если некоторые избегли (наказания), то не избегнут навсегда;
если и избегли здесь, то на погибель своей головы, потому что понесут жесточайшее
наказание по отшествии отсюда.
25. Не будем поступать безрассудно из-за того, что Бог теперь не посылает пророка и
не предвозвещает наказания, как было с Илием: теперь не время пророков, а впрочем, Он
посылает их и теперь. Откуда же известно нам? Имут (сказано) Моисея и пророки (Лк. 16,
29). Сказанное тем (при которых жили Моисей и пророки) сказано также и нам, и Бог
говорит не одному Илию, но через него и его страдания - всем, подобно ему
согрешающим. Бог нелицеприятен, и если Он так истребил со всем домом менее
виновного, то не оставит без наказания сделавших более тяжкие преступления.
26. Сам Бог имеет великое попечение о воспитании детей. Для того Он и вложил в
природу такое влечение (родителей к детям), чтобы поставить родителей как бы в
неизбежную необходимость печься о детях. А впоследствии, беседуя к нам, поставил и
законы касательно попечения о них и, учредив праздники, повелел объяснять
установления их. Так, сказав о Пасхе, Он присовокупил наставление: и возвестиши сыну
твоему в день онъ, глаголя: сего ради сотворил Господь Бог мне, егда исхождах из
Египта (Исх. 13, 8). То же самое делает Он и в Законе. Ибо, сказав о перворожденных,
опять прибавляет: аще вопросит тя сын твой по сих, глаголя: что сие, и речеши ему: яко
рукою крепкою изведе нас Господь из земли Египетския, из дому работы. Егда бо
ожесточися Фараон отпустити нас, изби Господь всякого первенца человеча до первенца
скотия; сего ради аз в жертву приношу (Господу) всякое разверзающее ложесна (Исх. 13,
14-15). Всем этим Он повелевает вести детей к богопознанию. Да и самим детям Он
заповедует многое в отношении к родителям, награждая послушных (детей), а
непризнательных наказывая, и таким образом делая их еще более драгоценными для
родителей. В самом деле, когда кто сделает нас господами над кем-либо, то этой честью
он налагает на нас самое сильное обязательство пещись о нем, так что это одно, без всего
другого, в состоянии убедить нас, что вся судьба того человека в ваших руках, и мы 7
нескоро решимся сделать вред тому, кто вверен нам таким образом. Когда же он, после
этого, еще и гневается и негодует более, чем сами оскорбляемые, и является строгим
карателем, то этим еще более побуждает нас (к исполнению долга). Так сделал и Бог. К
этим (двум) Он присовокупил еще третье, естественное обязательство, а если хочешь, так
это первое. Именно, чтобы родители, получив повеление воспитывать детей, не
пренебрегали Его заповедями, Бог связал их естественною необходимостью. А чтобы эта
связь, быв оскорбляема со стороны детей, не расторглась совсем, Он оградил ее
наказаниями и от Себя, и со стороны самих родителей, а таким образом и детей подчинил
родителям, и в родителях возбудил любовь к детям. Впрочем, не этим только, но и другим
еще, четвертым способом Бог крепко и тесно связал нас с ними. Он не только детей злых -
в отношении к родителям - наказывает, а добрых - награждает, но то же самое делает и с
родителями, жестоко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей
и похвал. Так и этого старца (Илия), во всех других отношениях достойного хвалы, Он
наказал за одну непопечительность о детях, а патриарха Авраама наградил за его
попечительность не менее, как за другие добродетели. Ибо, говоря о тех многих и великих
дарах, которые обещал дать ему, Бог представляет причиною такого обещания именно эту
добродетель: вем бо, говорит, яко заповестъ (Авраам) сыном своим и дому своему по себе:
и сохранят пути Господни творити правду и суд (Быт. 18, 19).
27. Это мною сказано теперь для того, чтобы вы узнали, что Бог не будет
снисходителен к нерадящим о тех, о которых Сам Он столько печется. Ибо невозможно,
чтобы один и тот же (Бог) и столько делал Сам для спасения этих (детей), и оставлял без
внимания то, когда о них же небрегут родители. Так Он не оставит этого без внимания,
напротив, еще сильно вознегодует и прогневается, как и оказалось на самом деле.
Поэтому и блаженный Павел настоятельно убеждает, говоря: отцы, воспитывайте чад в
наказании и учении Господни (Еф. 6,4). Если же мы обязаны неусыпно печься о душах их,
яко слово воздати хотяще (Евр. 13, 17); тем более (обязан делать это) отец, который
родил сына, воспитал и постоянно живет с ним. Ибо как не может он найти себе
извинения и оправдания в своих собственных грехах, так же точно и в поступках детей. И
это также показал блаженный Павел. Предписывая, каковы должны быть принимающие
начальство над другими, он, сверх всех необходимых для них качеств, требует от них и
попечительности о детях, так что нет нам никакого извинения, когда дети у нас развратны
(1 Тим. 3, 4-5). И совершенно справедливо! Если бы зло в людях было от природы, то
всякий по праву прибегал бы к извинению; но так как мы бываем развратны и честны по
собственной воле, то какое благовидное оправдание может представить тот, кто допустил
до разврата и нечестия сына, (любимого) им больше всего? То ли, что не хотел он сделать
его честным? Но ни один отец не скажет этого: сама природа настоятельно и непрерывно
побуждает его к тому. Или то, что он не мог? Но и этого нельзя сказать; ибо все - и то, что
он взял сына на свое попечение еще в нежном возрасте, и то, что ему первому и одному
вручена власть над ним, и то, что он постоянно имел его при себе, - все это делает для
него образование сына очень легким и удобным. Значит, развращение детей происходит
не от другого чего, как от безумной привязанности отцов к житейскому; обращая
внимание только на это и не считая ничего выше этого, они поневоле уже не радят о детях
и о душе их. О таких отцах скажу я (и никто не считай этих слов порождением гнева), что
они хуже даже детоубийц. Эти отделяют тело от души, а те и то и другое вместе ввергают
в огнь геенский. Той смерти подвергаются необходимо и по естественному порядку, а
этой можно было бы избежать, если бы не довела до нее беспечность отцов. К тому же
смерть телесную может прекратить воскресение тотчас, как наступит оно, а потери души
ничто уже не вознаградит; за нею следует уже не спасение, но необходимость вечно
страдать. Значит, мы не несправедливо назовем таких отцов худшими детоубийц. Не так
жестоко изострить меч и, взяв его в правую руку, погрузить его в самое сердце детища,
как погубить и развратить душу, потому что у нас нет ничего равного ей. 8
28. Если бы зло только и ограничивалось тем, что родители не давали бы детям
никаких полезных советов, тогда зло не было бы так велико. Но вот вы, родители,
побуждаете их (детей) еще и к противному. В самом деле, когда отцы убеждают детей
заниматься науками, то в их разговоре с детьми не услышишь ничего другого, кроме
таких слов: "Такой-то, - говорят, - человек низкий и из низкого состояния, усовершившися
в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрел весьма большое имение,
взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит".
Другой говорит: "Такой-то изучил латинский язык, блистает при дворе и всем
распоряжается там". Иной опять указывает на другого, и все - только на славных на земле,
а о прославившихся на небесах никто не вспомнит и однажды; даже если иной и решится
напомнить о них, его преследуют как человека, который все расстраивает. Итак, вы, когда
внушаете это детям с юных лет, учите их не другому чему, как основанию всех пороков,
вселяя в них две самые неистовые страсти, то есть сребролюбие и еще более порочную
страсть - тщеславие. Каждая из них и порознь может низвратить все; а когда они обе
вместе вторгнутся в нежную душу юноши, то, подобно соединившимся бурным потокам,
губят все доброе и наносят столько терния, столько песку, столько сору, что делают душу
бесплодною и неспособною ни к чему доброму. Как же ты думаешь, что сын твой легко
может избегнуть дьявольских сетей, будучи молод, живя среди Египта, или лучше, среди
воинства дьявольского, не слыша между тем ни от кого полезного совета и видя, что все, а
больше всех родители и воспитатели, ведут его к противному? Как же мог бы он сделать
это? При помощи ли твоих увещаний? Но ты внушаешь ему противное и, не позволяя ему
вспомнить о любомудрии даже и во сне, напротив, постоянно занимая его настоящей
жизнью и выгодами ее, только еще больше содействуешь его потоплению. Или сам
собою? Совсем нет; юноша сам по себе не имеет довольно сил к совершению
добродетели, и если и породит что-то доброе, то это доброе скоро, прежде нежели
возрастет, погибнет от сильного дождя слов твоих. Ибо как тело не может жить долго,
когда питается не здоровою, но вредною пищею, так и душа, получая такие внушения, не
может и помыслить о чем-либо добром и великом; нет, будучи расстраиваема и
расслабляема, как какой-нибудь заразой, она наконец неизбежно низвергнется в геенну и в
тамошнюю погибель.
29. Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете им делать
только то, что делая, невозможно спастись. Вот, посмотрите прежде всего. Горе, сказано,
смеющимся (Лк. 6, 25), а вы подаете детям множество поводов к смеху. Горе богатым (ст.
24), а вы только о том и стараетесь, чтобы они разбогатели. Горе, егда добро рекут вам
вси человецы (ст. 26), а вы часто тратите все имущество из-за славы людской. Опять,
поносящий брата своего повинен есть геенне (Мф. 5, 22), а вы считаете слабыми и
трусливыми тех, кто молчаливо сносит обидные речи от других. Христос повелевает
отвращаться брани и распри, а вы постоянно занимаете детей этими злыми делами. Он
повелел во многих случаях вырывать око, если оно ведет ко злу (ст. 29), а вы тех-то
особенно и делаете своими друзьями, кто только может дать денег, хотя бы научил
крайнему разврату. Он не позволил бросать жену, разве только за прелюбодеяние (ст. 32),
а вы, когда можно получить деньги, приказываете пренебрегать и этой заповедью. Клятву
он запретил совершенно (ст. 34), а вы даже смеетесь, когда видите, что это запрещение
соблюдается. Любяй душу свою, сказал Господь, погубит ю (Ин. 12, 25), а вы всячески
вовлекаете их в эту любовь. Аще не отпустите, говорит Он, человеком согрешений их, ни
Отец ваш Небесный отпустит вам (Мф. 6, 15), а вы даже попрекаете детям, когда они не
захотят мстить обидевшим, и стараетесь скорее привести их в состояние сделать это.
Христос сказал, что любящие славу - постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, -
все это делают без пользы (Мф. 6, 1), а вы только и стараетесь о том, чтобы ваши дети
получили ее. И для чего перечислять все? Если уже и сказанные пороки, не только все
вместе, но и каждый сам по себе, в состоянии приготовить тысячи геенн, а вы, собрав их 9
все вместе и возложив на детей эту невыносимо тяжкую ношу грехов, с нею посылаете их
в огненную реку, то как же они могут спастись, неся столько пищи для огня?
30. И худо не это одно, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и
то еще, что нечестие прикрываете благозвучными именами, называя постоянное
пребывание на конских ристалищах и в театрах светскостью, обладание богатством -
свободой, дерзость - откровенностью, расточительность - человеколюбием,
несправедливость - мужеством. Потом, как будто еще мало этого обмана, вы и
добродетель называете противными именами: скромность - необразованностью, кротость
- трусостью, справедливость - слабостью, смирение - раболепством, незлобие - бессилием.
Вы будто боитесь, как бы дети, услышав от других настоящее название этих добродетелей
и пороков, не убежали от заразы. Ибо название пороков прямыми и настоящими их
именами немало способствует отвращению от оных. Я знаю много и таких, которые этим
способом были образумлены и, слыша поносные себе названия, сделались скромнее по
жизни. Но вы отняли у детей и это пособие к исправлению. И что еще хуже, внушаете им
зло не только словами, но и делами: строите великолепные дома, покупаете дорогие поля,
окружаете их и прочим блеском, и всем этим, как гнусным каким облаком, омрачаете их
душу. Так чем же могу я убедиться, что им возможно спастись, когда вижу, что вы
склоняете их к таким делам, за которые Христос определил неизбежную погибель; когда
вижу, что вы об их душе, как о чем-то ненужном, небрежете, а о том, что действительно
излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем. Вы все делаете, чтобы был у сына
слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош - об этом и подумать не
хотите; нет, простирая до такой степени заботливость о дереве и камнях, души не
удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете, только бы на доме стояла
чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние - душа была
золотая, об этом и помыслить не хотите.
31. Далее, желая ознакомить детей с науками, мы не только отдаляем
препятствующее учению, но и доставляем им все, что содействует этому: приставляем к
ним пестунов и учителей, издерживаем деньги, освобождаем их от всех других занятий, и
чаще, чем учители на олимпийских играх, кричим им о бедности от неучения и о
богатстве от учения, - делаем и говорим все, и сами, и через других, только бы довести их
до окончания предлежащего им учения; однакож и при всем этом часто не успеваем. А
скромность нравом и тщательность о честном поведении, по нашему мнению, придут
сами собой и несмотря на столь многие к тому препятствия? Что может быть хуже этого
неразумия - на самое легкое обращать столько внимания и забот, как будто бы иначе и
нельзя успеть в этом, а о гораздо труднейшем думать, что оно, как какая-нибудь пустая и
ничтожная вещь, придет к нам, хотя бы мы и спали? Ведь упражнение души в
благочестивой жизни во столько раз труднее и тяжелее изучения наук, во сколько дела
труднее слов.
32. Но для чего, скажешь, нашим детям нужно любомудрие и строгое поведение? Вот
это-то самое и сгубило все, что дело, столь необходимое и служащее опорой нашей
жизни, считается излишним и ненужным. Увидевши сына, больного телом, никто ведь не
скажет: для чего нужно ему совершенное и крепкое здоровье? Напротив, всемерно
постарается привести тело в такое благосостояние, чтобы болезнь более уже не
возвращалась. А когда у детей больна душа, не нужно им, говорят, никакого лечения, - и
после таких слов осмеливаются называть себя отцами! Так что же, скажешь, - станем мы
все любомудрствовать, а житейское все погибнет? Нет, почтеннейшие, не любомудрие, а
уклонение от него погубило и расстроило все. Ибо кто, скажи мне, расстраивает
настоящее положение дел - те ли, которые живут воздержанно и скромно, или те, которые
изобретают новые и беззаконные способы наслаждения? Те ли, которые стараются
захватить себе все чужое, или те, которые довольствуются своим? Человеколюбивые ли и
кроткие и не ищущие чести у народа, или те, которые от собратьев своих требуют ее более
всякого долга и делают тысячу неприятностей тому, кто не встанет пред ними, не скажет 10
первый приветствия, не поклонится, не выскажет подобострастия? Те ли, которые любят
повиноваться, или те, которые ищут власти и начальства и для этого готовы сделать и
перенести все? Те ли, которые почитают себя лучше всех и поэтому думают, что им
можно говорить и делать все, или те. которые считают себя последними и этим укрощают
в себе безумное своеволие страстей? Те ли, которые сознают немощь человеческой
природы, или те, которые и не хотят узнать этого, но от чрезмерной гордости перестали
считать себя и людьми? Те ли, которые содержат блудниц и оскверняют чужие ложа, или
те, которые воздерживаются и от своей жены? Первые не то же ли в обществе
человеческом, что опухоли на теле и бурные ветры на море, и своею невоздержностию не
потопляют ли тех, кои сами по себе могли бы спастись? А последние не так ли, как яркие
светила среди глубокого мрака, призывают бедствующих среди моря к своей
безопасности и, возжегши вдали на высоте светильники любомудрия, не руководят ли
таким образом всех, кто желает, в спокойную пристань? Не из-за тех ли возмущения, и
войны, и брани, и разрушение городов, и плен, и рабство, и лишение свободы, и убийства,
и бесчисленные бедствия в жизни, - бедствия, не только наносимые людям от людей, но и
все насылаемые с неба, как-то: засухи, и наводнения, и землетрясения, и потопления
городов, и голод, и язвы, и все прочее, что оттуда насылается на нас? Так, они-то
низвращают порядок общественный и губят общее благо; они-то причиняют
бесчисленные бедствия и другим, они, которые возмущают людей, ищущих спокойствия,
влекут их и разрывают со всех сторон. Для них-то судилища и законы, и взыскания, и
различные виды наказаний.
33. Если бы мы захотели образовать детей с самого юного возраста и передать
желающим воспитывать их, они, конечно, могли бы стать в первом ряду воинства; потому
что Бог не презрел бы такого усердия и ревности, но простер бы руку Свою и наложил бы
ее на изваяние. А когда действует рука Его, тогда невозможно не иметь успеха в делах,
или, лучше, невозможно не дойти до высшей степени блеска и славы, только было бы
выполнено то, что зависит от нас. Если и жены могли преклонить Бога, чтобы Он помог в
воспитании детей, тем более мы могли бы сделать это, если бы хотели. Чтобы не слишком
распространить слова, я пройду молчанием прочих жен, хотя и мог бы указать на многих,
а упомяну только об одной. Была одна иудеянка - Анна. Эта Анна родила одного сына и
уже не надеялась иметь другого, потому что и этого едва получила, после многих слез, по
причине своего бесплодия. Хотя соперница ее часто оскорбляла ее за это бесплодие, она,
однакож, не поступила так, как поступаете вы, но, и получив того сына, держала его
только до тех пор, пока нужно было питать его молоком. А как скоро он уже не стал
нуждаться в этой пище, она, взяв его, тотчас посвятила Богу и не просила, чтобы он
возвратился в дом родительский, но оставила его жить постоянно в храме Божием. И если
когда, по чувству материнскому, хотела видеть его, то не вызывала отрока к себе, но сама
с отцом приходила к нему и уже обращалась с ним осторожно, как с даром, принесенным
в жертву Богу. Оттого и юноша сделался столь доблестным и великим, что когда Бог
отвратился от народа еврейского за его крайнее нечестие, не изрекал пророчеств и не
открывал видений, он своей добродетелью опять привлек Бога и умолил даровать иудеям
то же, что и прежде, и возобновить прекратившиеся пророчества. И это сделал он, будучи
не в зрелом возрасте, но еще малым отроком. И глагол Господень, говорит Писание, бе
бесчестен в тыя дни, не бе видение посылаемо (1 Цар. 3, 1); а между тем ему (Самуилу)
Бог часто открывал волю Свою. Так-то полезно отдавать всегда свои стяжания Богу и
отказываться не только от денег и вещей, но и от самих детей. Ибо если это заповедано
нам делать по отношению к душе нашей (Мф. 10, 37), тем более по отношению ко всему
прочему. Это сделал и патриарх Авраам, или, лучше сказать, гораздо больше этого,
потому и получил сына с большею славою. И подлинно, мы тогда-то особенно и имеем
при себе детей своих, когда отдаем их Господу. Ибо Он гораздо лучше нас сохранит их,
потому что больше печется о них. Не видите ли, что так бывает и в домах богачей? И там
низшие слуги, живущие с отцами, не так уважаются и не имеют такой силы, а те, коих 11
господа, взяв от родителей, определяют к себе на службу и делают хранителями
сокровищ, пользуются большим благоволением и свободой. Если же люди так добры и
благосклонны к своим людям-слугам, тем более - беспредельная Благость, то есть Бог.
34. Позволим детям служить Богу, вводя их не в храм только, как Самуила, но на
самое небо (служить) вместе с Ангелами и Архангелами. Ибо что посвятившие себя этому
целомудрию действительно будут служить с ними (Ангелами), это очевидно для всякого.
Притом такие дети будут предстательствовать с великим дерзновением не только за себя,
но и за нас. Ибо если некоторые (дети) получили помощь от Бога ради отцов, тем более
отцы могут получить ради детей; потому что в первом случае правом на помощь служит
только единство природы, а в последнем - и воспитание, которое гораздо важнее природы.
То и другое докажу вам из Божественного Писания. Так, Езекию, царя добродетельного и
благочестивого, но не имевшего по своим делам дерзновения стать против угрожавшей
ему великой опасности, Бог спас за добродетель отца, как говорит Сам Он: и защищу град
сей, еже спасти его Мене ради, и Давида раба Моего (4 Цар. 19, 34). А Павел в Послании
к Тимофею о родителях сказал: жена… спасется чадородия ради, аше пребудет в вере и
любви и во святыни с целомудрием (1 Тим. 2, 15). И Иова Писание восхваляет как за то,
что он бе человек истинен, непорочен, праведен, благочестив, удаляяйся от всякия
лукавыя вещи (Иов. 1, 1), так и за попечение о детях (ст. 5). А это попечение состояло не в
собирании для них богатства и не в старании сделать их славными и знаменитыми, но в
чем? Послушай, что говорит Писание: егда скончавашася дние пира, посылаше Иов и
очищаше их, востая заутра, и приношаше о них жертвы по числу их, и тельца единаго о
гресе, о душах их; глаголаше бо Иов: негли когда сынове мои согрешиша, и в мысли своей
злая помыслииа противу Бога (Иов. 1,5). Какое же мы будем иметь оправдание, поступая
так небрежно? Ибо, если живший прежде благодати и прежде закона и не слышавший
никакого учения имел столь великое попечение о детях, что трепетал и за тайные грехи
их; кто же оправдает нас, которые живем во время благодати, имеем столько учителей,
столько примеров и увещаний, а между тем не только не опасаемся за тайные, но не
обращаем внимания и на явные грехи, и не только сами не обращаем внимания, но и
желающих исправить оные гоним? И Авраам, как я сказал прежде, отличался между
прочими этою добродетелью.
35. Итак, имея столько примеров, будем приготовлять Богу благочестивых
служителей и рабов. Если тот, кто воспитывает борцов для городов или образует воинов
для царя, удостаивается великой чести, то какой дар можем получить мы, воспитывая для
Бога столь доблестных и великих мужей, или, лучше сказать, ангелов? Будем же делать
все, чтобы оставить им богатство благочестия, которое пребывает постоянно,
сопровождает нас и по смерти и может принести величайшую пользу не только здесь, но и
там. Богатство мирское не перейдет в вечность вместе с людьми, но еще и здесь погибнет
прежде их, а часто погубляет и своих владельцев; но богатство благочестия и здесь и там,
и само пребудет постоянно, и стяжавших его сохранит в великой безопасности. Это
действительно так: кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того и другого, а
кто стремится к (духовному) небесному, тот наверное получит и земное. Это не мои слова,
но Самого Господа, Который обещает подать сии блага: ищите, говорит Он, прежде
Царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Что может сравниться с этой
честию? Заботься, говорит, о духовном, а все прочее предоставь Мне. Как сердобольный
отец принимает на себя все попечение о доме, управлении слугами и всем прочим, а сыну
советует заниматься только любомудрием, так точно поступает и Бог. Будем же
послушны, станем искать Царствия Божия, тогда и детей везде увидим почтенными, и
сами прославимся с ними, насладимся и настоящими благами, если только возлюбим
будущия и небесныя. Если вы послушаете, то получите великую награду, а если будете
противиться и не послушаете, потерпите особенно тяжкое наказание. Ибо нельзя нам
оправдаться и говорить: "Никто нас не учил этому". 12
36. Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках и учителях,
руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких усилиях возможно
обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый - то же самое есть и юность.
Поэтому, если вначале и с первого возраста поставим для нее настоящие пределы, то
впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка
обратится для них в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вметете вредно; не
будем угождать им, потому что они дети; ибо это более всего приносит вреда юности. Но
преимущественно будем сохранять в целомудрии. Об этом более всего должны
заботиться, к этому мы особенно должны быть внимательны. Скоро будем брать для них
жен, чтобы они, имея чистое и нерастленное тело, соединились с невестами. Такая любовь
бывает особенно пламенна. Кто был целомудренным до брака, тот большею частию
остается таким и после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и
после брака станет делать то же самое. Ибо сказано в Писании; человеку блудну всяк хлеб
сладок (Сир. 23, 23). Для того и возлагаются на голову венцы - в знак победы, что они, не
быв побеждены, вступают в брачный чертог, что они не были одолены похотью. Если же
кто, увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет и
венец на голове, когда он побежден? Это им будем внушать, этим будем их вразумлять,
устрашать, угрожать, делая то то, то другое.
37. Нам вверен важный залог - дети. Будем поэтому заботиться о них и употребим
все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас. Между тем теперь у нас все происходит
наоборот. Мы употребляем всевозможные усилия для того, чтобы поле было хорошим и
чтобы вверить его благонадежному человеку. И погонщика ослов и мулов, и надзирателя,
и поверенного мы отыскиваем самого искусного; а на то, что для нас всего дороже,
именно - на то, чтобы поручить сына человеку, который бы мог его сохранить в
целомудрии, не обращаем внимания, несмотря на то, что сие стяжание ценнее всех прочих
и ради его приходят остальные блага. Об имуществе для них мы заботимся, а об них
самих - нет. Видишь ли, какое безумие овладело нами! Прежде образуй душу сына твоего,
а стяжания он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь ни
малейшей пользы от денег; и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность
нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добрым.
Ибо для детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства; даже
мимо их воли удерживает их в пределах добродетели; между тем последнее, хотя бы даже
кто и желал сего, не позволяет вести жизни целомудренной, но увлекает, ниспровергает и
вводит в бесчисленное множество преступлений.
38. Вы, матери, больше всего смотрите за дочерьми: попечение это для вас нетрудно.
Наблюдайте за тем, чтобы они сидели дома, а прежде всего учите их быть
благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах. Так и
в замужество отдавайте их. Если так образуете дочь вашу, то спасете не только ее, но и
мужа, который возьмет ее, и не только мужа, но и детей, и не одних детей, но и внуков.
Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше развиваться, и за все это получите
награду. Поэтому все будем так делать, как прилично заботящимся о благе не одной
души, но и о благе многих через одну. Ибо они (дочери) при вступлении в брак должны
так выходить из отеческого дома, как выходят борцы из места состязаний, то есть они
должны знать в точности всю науку, с помощью которой они могли бы, подобно закваске,
все смешение возвести к собственной красоте.
39. И сыновья опять до того должны быть скромны, чтобы скорее всего можно было
бы узнать их по их благонравию и целомудрию, чтобы они заслужили великую похвалу и
от людей и от Бога. Пусть они научатся воздерживаться от лишних издержек, быть
расчетливыми, нежно любящими, пусть они научатся повиноваться власти. Ибо таким
образом они могут доставить родителям великую награду. Тогда все будет направлено к
славе Божией и нашему спасению, о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу,
вместе со Святым Духом, слава, держава, честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Православие и современность. Электронная библиотека

© Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании -М. Издание
подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 2001

Источник: http://www.lib.eparhia-saratov.ru/index.html/bookletter/211

Категория: О воспитании детей. | Добавил: talayka (21 Июн 2010)
Просмотров: 472 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Календарь
Вход на сайт
Поиск
Skype